Рыжова Настя
Исследовательская работа «Экологический мониторинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что территория дошкольного образовательного учреждения - это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника - здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является разностороннее гармоничное развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятной окружающей среды, которая призвана обеспечить детям возможность развиваться. Зелёные насаждения участка ДОО очищают воздух, воспитывают в дошкольниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Участок ДОО– место, где воспитанники приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.
Публикация «Исследовательская работа „Экологический мониторинг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мониторинг
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
На территории групповой площадки для прогулок и вокруг растут деревья (березы, имеются цветники с декоративными садовыми растениями, но их численность невелика). Большинство детей живут в квартирах и не имеют возможности самостоятельно участвовать в посадках и уходе за растениями.
Совместная работа детей и взрослых по украшению и озеленению территории детского сада будет способствовать формированию начал экологической культуры дошкольников.
Цель акции:
- улучшение экологической обстановки, вовлечение детей в практическую деятельность по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды для решения экологических проблем.
- формировать экологического воспитания детей через организацию самостоятельной деятельности по озеленению территории детского сада.
Задача:
- акция направлена на решение проблемы по улучшению экологической обстановки на участке группы.
- улучшить экологическое и эстетическое состояние территории ДОУ, создать неповторимый образ;
- создать экологически благоприятную среду для развития личности воспитанников на территории детского сада;
- привить детям нравственные основы, эстетический вкус, любовь к природе.
Важность этой проблемы для общества в целом заключается в следующем:
1. Улучшение экологической обстановки;
2. Формирование у детей экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека.
3. Формирование умения и опыта решения экологических проблем, их особенности для региона.
4. Формирование у будущего поколения осознанно-правильного отношения к природе и труду человека.
5. Ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее.
Почему это важно? В процессе мониторинга дети получают экологическое воспитание - неотъемлемую часть образовательного процесса, который способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственному воспитанию и становлению ребенка, как личности. Они овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.
Объект исследования.
Объектом исследования данной темы является проект благоустройства и озеленения территории детского сада.
Предмет изучения.
Предметом изучения является озеленения МБДОУ д / с №1 «Акварельки»
Глава 1. Значение зеленых насаждений.
Велико и многообразно значение зеленых насаждений. Они играют значительную роль в формировании окружающей человека среды, так как обладают свойствами улучшать санитарно-гигиеническую обстановку. Велика роль зелёных насаждений в создании и поддержании благоприятного для человека климата (ослабляют скорость ветра, зимнюю стужу, летний зной, задерживают снег, закрепляют овраги и склоны, защищают почву от разрушения, поддерживают полноводья рек, регулируют тепловой режим, испаряя воду, очищают воздух от загрязнений выхлопными газами, увлажняют воздух, задерживают пыль, снимают шумовую нагрузку, уничтожают болезнетворные бактерии, что имеет огромное оздоровительное значение. Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется в способности выделять фитонциды. Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т. ч. болезнетворные. Кроме этого, зелёные насаждения являются источником пищи для организмов, проживающих на участке. Создание насаждений - это не только средство улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в отдельных населенных пунктах, но и один из основных методов коренного преобразования природных условий целых районов. Видное место насаждения занимают в благоустройстве участков ДОО, так как даже небольшой правильно спланированный участок создаёт вид ландшафта, влияет на самочувствие человека, очищает воздух, развивает в дошкольниках чувство красоты. Велико также значение древесно-кустарниковой растительности, как психофизиологического фактора. Особенно благотворное влияние оказывают на наш организм зеленые насаждения после напряженной работы, помогая восстановить утраченные силы. В общении с природой быстро снимается нервное возбуждение, нормализуется кровяное давление.
Растения, как и другие организмы, подвигаются воздействию различных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляют загрязнение окружающей среды вредными веществами: например, некоторые предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу газы и вредные вещества, которые вызывают заболевание и гибель растений: листья теряют зеленую окраску и опадают, отмирают корни и многие растения погибают. Повседневное загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая, в конечном счете, здоровью человека.
Зелёные насаждения – главный компонент не только участка ДОО, но и всей биосферы. Наша задача не только заботиться об окружающей природе, но и помогать ей, охранять её.
Глава 2. Практическое исследование.
Растительность на улицах городов рассматривается, прежде всего, с точки зрения улучшения среды жизни для человека в гигиеническом и эстетическом отношениях. Растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории. Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни. Среди растений есть виды, чувствительные к загрязнению среды, и есть более выносливые. Выполнение работ по учету зеленых насаждений дает возможность оценить антропогенную нагрузку на территории. Так как вблизи детского сада располагается асфальтированная дорога для машин, мы решили провести мониторинг и выявили, что при движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Она переносится ветром на расстояние. Так же происходит загрязнение воздушной среды – отработавшими газами автомобильных двигателей, которые содержат более 200 наименований вредных веществ и соединений. Пыль оседает на растительности, растения накапливают вредные вещества от выбросов и отработавших газов. Эти загрязнения действуют отрицательно на растительность и на нашу экологию.
Формы и метода исследования :
1. Совместное составление плана карты территории детского сада.
2. Нанесение на план - карту объектов: деревья, определение расстояние между ними.
3. Присвоение деревьям, кустарникам порядковый номер.
4. Запись в полевой дневник данных в виде таблицы: вид насаждения, номер дерева, порода (вид, диаметр ствола.
Полевой дневник зеленых насаждений объекта.
Вид насаждений № дерева Порода (вид) D ствола Состояние
Хор. ,удов. ,неуд.
Береза 1 обыкновенная 27 см хорошее
Береза 2 обыкновенная 54 см удовл.
Сирень 3 карликовая 9 см хорошее
Туя 4 обыкновенная 18 см хорошее
Ель 5 голубая 15 см удовл
Данные исследования мониторинга дали возможность познакомить детей с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы, формировать умение «читать» простейшую географическую информацию. Наблюдения за растениями на нашем участке в феврале.
В течении мониторинга, погода была влажной с различными видами осадков (снег, дождь). Это способствовало большой влажности.
7 февраля мы отметили высокое давление – 752.
14 февраля, в непосредственной близости от детского сада, жители развели костер, дым от него распространялся по всей округе. На листьях Туи появились следы пепла. Наблюдалась малооблачная погода. Так же наблюдалось активное движение транспортных средств, чувствовалось задымление воздуха. На листьях растений иней светло-желтого цвета.
Наблюдения за растениями на нашем участке в марте.
1 марта воспитанниками, в групповом помещении посажен огород на окне, для дальнейшей высадки этих растений в открытый грунт на участке. Погода переменно облачная, переменно солнечная. На улице преимущественно потеплело, давление -742 На ветках кустарников начали появляться почки.
6 марта было усиление ветра до 18 км / ч. На клумбу принесло разный мусор, сломанные ветки. Клумба выглядела неопрятно и грязно.
10 марта прошел не большой дождь смыл всю пыль с листьев. Растения приобрели свежий и здоровый вид.
В марте дети вели наблюдения не только за растениями, но и за фауной участка (различные птицы, первые бабочки, земляной червяк, различные насекомые, проснувшиеся от спячки). Они улучшают экологическую обстановку. Ребятами совместно с педагогом изготовили дерево жизни – символ нашей деятельности. Организована акция «Помоги природе».
После исследования мониторинга и выявления экологически мест, где нам не хватает озеленения в ДОУ, было решено выпустить листовки о важности озеленения территории детского сада и о экологических проблемах вблизи сада. Воспитанники - раздавали листовки-памятки «Спасаешь природу, спасаешь себя»; родители- работали на участке; воспитатели информировали родителей в родительском уголке, в мессенджерах, соцсетях о планируемых действиях по улучшению экологической обстановке на нашем участке. «Спасаешь природу, спасаешь себя»
Следующим этапом в нашей работе совместно с родителями и воспитанниками было благоустройство территории, прилегающей к детскому саду. Уборка лишних веток. Высадка саженцев Туи, Березы, уборка поросли. Высадка саженцев цветов. Поддержание в порядке территории, прилегающей к детскому саду, клумб –всесезонно.
Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
Заключение
Вывод: воспитанники с родителями были вовлечены в практическую деятельность по изучению и оценке состояния окружающей среды своей местности, у детей формировалась экологическое, нравственное и личностное отношение к природе и труду человека, умения и опыт решения экологических проблем, появилось ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и готовность изменить ее. Участие в акции «Экологический мониторинг», было интересным,
содержательным, общественно значимым. Каждый внес свой
вклада в дело по охране природе и благоустройству прилегающей
территории детского сада. Вовремя проведения мониторинга была опубликована наша работа в социальных сетях.
Так же в региональной газете
«Молодежный Вестник Кубани»
В ходе реализации проекта «Мы –защитники природы» были
достигнуты следующие результаты:
1. - организована совместная деятельность педагогического состава и
родителей;
2. -для повышения гражданской сознательности, воспитание ответственности
3. за состояние природы нашего города и района была проведена агитационные мероприятия;
4. - осуществлено мероприятие практической деятельности в решении выявленной экологической проблемы;
Экологический мониторинг длился на протяжении 3-х месяцев. В течении этого времени я наблюдала не только за экологической проблемой окружающей среды, но и за активностью и любознательностью моих воспитанников и заинтересованность родителей. Это означало только одно, что данное мероприятие идет на пользу как детям, так и взрослым. Участие в акции лично для меня дало новые знания, я смогла познать экологическую проблему более глубоко. В дальнейшем это будет только стимулировать мою работу на привитие, расширение экологических знаний у воспитанников, и воспитания культуры поведения на природе у детей и их родителей.
Список литературы:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.3.
4. https://www.maam.ru/detskijsad/-yekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-problemy-i-puti-reshenija.html