Киреева Наталья
Экологические кейс-технологии и их эффективность в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологические кейс-технологии и их эффективность в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
Публикация «Экологические кейс-технологии и их эффективность в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Стремительная динамика современной жизни требует поиска эффективных технологий обучения. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста является кейс – технология.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус», в переводе - необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Родиной метода case - study являются США, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В России данная технология стала внедряться лишь в последнии 5 лет.
Кейсы – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности или совместной деятельности.
Кейс-технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, и которая, в итоге, формирует именно экологическую культуру : познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.
Цель кейс-технологии – помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению- и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс- методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, коорую увидели на фото или в драматизации.
В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задаёт вопросы, даёт слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чём состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, их актуальное или проблемное изложение, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать чётко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности (соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей);
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
• быть привлекательным и увлекательным для участников;
• быть наглядным (речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса);
• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).
По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. В дошкольном детстве такой кейс применить крайне сложно.
В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребёнку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).
Можно применять следующие кейсы :
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
Чаще всего в работе с детьми применяется технология фото-кейс. Технология фото-кейс актуальна, потому что дает возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. Данная технология содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; правильно поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Используя данную технологию и планируя работу с детьми должны соблюдаться основные этапы.
Первый этап:подготовительный. Начинается знакомство с ситуацией (фотографией);фиксируется их внимание, создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети вместе с воспитателем выделяют проблему, осознают цель поиска.
На третьем этапе необходимо активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей во время поисковой деятельности воспитанников.
На четвертом этапе (анализ принятия решения) вовлечь детей в процесс составления плана действий, умение логически рассуждать.
На пятом, оценочно - рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Проблемная ситуация "Куда пропала божья коровка"
Однажды летом дети гуляли на участке. Катя и Даша увидели божью коровку. Они взяли ее в руки, стали рассматривать её, гладить, потом Даша сказала: "Я возьму ее домой, она такая красивая". Даша внесла божью коровку в группу и положила её в шкаф. Вечером, когда пришла мама, божьей коровки в шкафу не было. Даша расплакалась. Вопрос:"Правильно ли поступила Даша?"
Проблемная ситуация "Букетик для мамы"
Весной дети гуляли на лугу. Там выросло много одуванчиков. Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал:"Я соберу цветы и подарю их маме".Девочки обрадовались и тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу. Дети положили букетики в шкаф. Вечером,когда пришла мама, Саша достал цветы из шкафа,а они завяли. Вопрос:"Правильно ли поступили дети?"
Проблемная ситуация "Муравьишкин домик"
Дети играли на участке. Мальчики заметили муравьев,они что-то затащили в свой домик. Мальчики присели и стали наблюдать за муравьями. Затем один мальчик взял палку и воткнул ее в муравейник. Дети спросили: "Что ты делаешь?" Он ответил:"Я хочу посмотреть,мне интересно как устроен муравейник и что муравьи там делают". Вопрос: "Правильно ли поступил мальчик?"
II. Кейсы-вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребёнок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы :
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребёнок осознаёт связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачёк, шмель, плачущий малыш);
2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны (например, простая прогулка в лес – сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться.)
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребёнка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.
4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.
Прежде чем работать над методом кейс-технологии, необходимо создать сами кейсы. Для этого необходимо:
1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделённый с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребёнка.
Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:
- проектор, экран, компьютерная техника;
- аудиосистема;
- магнитная доска, набор магнитов;
- набор мелких игрушек;
- набор карточек (может изображаться на экране).
Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности, либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно, они просматривают стимульный материал, общаются.
В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания.
Рассмотрим подготовку к введению кейсов в группе :
Воспитатель собирает детей и презентует им новую форму работы. Сообщает, что будет рассказывать о ситуациях, которые происходили или могут произойти с детьми – и задавать вопросы. Воспитатель вводит условное обозначение для этого вида работы (например, рисунок). В дальнейшем педагогу достаточно выставить такой знак (на экране или на картинке, и дети понимают тип работы, который им предстоит. В дальнейшем дети сами могут предложить педагогу такую форму работы, предъявляя знак. Педагог рассказывает детям, что игра, в которую будут играть дети, коллективная, как в телевизоре. Обсуждают ситуации все дети, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат (это очень важное условие работы над кейсами, иначе получится, что это просто опрос по картинке или по воспринимаемой ситуации).
В целом по каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них отмечается специальной меткой. Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы – и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.
1 этап – метка красный вопросительный знак?– это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» Педагог задает детям и контент ситуации – сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т. д
2 этап – метка синий вопросительный знак? – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
3 этап – метка зелёный вопросительный знак? – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап – метка лист папируса– этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.
Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности, рассмотреть или предъявить друг другу.
Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:
1. Как составную часть образовательной деятельности экологического цикла
2. Как форму работы, реализуемой в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня,в подходящее время.
3. Как часть проекта по формированию экологического сознания.
Практики отмечают, что в случае целенаправленного и регулярного применения педагогами кейс-технологий, у детей дошкольного возраста формируются :
-устойчивые знания о природе и существующих в ней взаимосвязей;
-бережного отношения к природе;
-правильного понимания понятия "здоровый образ жизни";
-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
-эмоциональной отзывчивости к живой природе;
-положительных эстетических ощущений от любования природой;
-умений познавать особенности окружающего мира.