Мария Вдовина
Экологические игры как средство ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ экологической культуры является обязательным условием полноценного и гармоничного личности ребёнка. Любовь к родной природе и обозначение важности её сохранения являются средствами достижения цели, прописанной в федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации 29 декабря 2022 года. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций [5].
Публикация «Экологические игры как средство ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
Природные богатства и ресурсы являются одной из национальных ценностей, поэтому тема экологии является актуальной и требует развития и активного внедрения в систему дошкольного образования не только на уровне общего ознакомления, но и как средства достижения цели федеральной образовательной программы.
На сегодняшний день, тема экологии и формирование основ экологического воспитания является важной, поскольку технологический прогресс, стремительное развитие общества требует больших затрат природных ресурсов. Загрязнение водоемов, осушение, загрязнение почвы, создание несанкционированных свалок – все это негативным образом влияет на окружающею среду. Поэтому дети с раннего возраста должны быть знакомы с основами экологической культуры.
Основным средством ознакомления с окружающим миром, которое можно использовать при работе с детьми раннего возраста является игра. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и развивает эмоционально-волевую сферу, тренирует усидчивость. Игры на экологическую тематику не являются исключением. Играя в экологические игры, ребёнок получает знания о явлениях природы, животных, птицах, но и получает знания о способах и методах сохранения природы родного села, края и страны в целом.
Ю. Н. Жукова подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игр вызывает эмоциональный отклик, влияет на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Важна сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональный отклик у ребёнка, скорее войдут в самостоятельную игровую деятельность, станут её содержанием, чем знания, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника [2].
С. Н. Николаева определяет экологическую игру как одну из форм экологического образования, основанную на осуществлении коллективной игровой деятельности участников, которая способствует обогащению чувственного и умственного опыта обучающегося, формирует у него мотивацию и интерес к окружающему миру. Экологические игры обладают широким диапазоном методических возможностей, поэтому педагог может решить такие задачи как: закрепление знаний о естественных явлениях природы, тренировка памяти и мышления, наблюдения, развитие речи и мелкой моторики. Экологические игры являются и средством организации подвижного досуга и игр [3].
Л. Б. Абдуллина. С. А. Косцова, Т. И. Петрова выделяют следующие виды экологических игр : настолько-печатные ( сборники игр: «Животные», «Птицы», «Каникулы на ферме», «Сохраним воду», словестные (дидактические игры, «Найди тень животного», «Кто что ест», «Времена года», подвижные игры («Собери мусор», «Найди овощи и фрукты», «Добеги до дерева», творческие игры (создание макетов домашней фермы, создание рисунков или поделок из природного материала [1].
Особое внимание следует обратить на методику организации экологических игр. Первым этапом является определение целей и задач проводимой игры. Затем происходит подбор материалов, выбор методики проведения, подготовка необходимой атрибутики. При этом важно организовывать предметно-образовательную среду, которая отвечает требованиям проводимой игры и ориентируется на возрастные особенности воспитанников. На основном этапе осуществляются организационные мероприятия, распределяются роли (при наличии, происходят игровые действия. После проведения основного этапа обязательно наступает этап рефлексии, на котором воспитанники могут поделиться впечатлениями от игры [4].
Экологические игры могут проводится со всеми возрастными категориями воспитанников детского сада. С воспитанниками младших групп необходимо проводить словесные игры и подвижные игры, которые будут способствовать физическому развитию и развитию речи. Настольно-печатные игры должны соответствовать возрасту воспитанников, при этом настольно-печатные игры на экологическую тематику должны активно использоваться при индивидуальной работе с воспитанниками. Что касается воспитанников средних, старших и подготовительных групп, то экологические игры могут сочетать в себе несколько видов деятельности (составить рассказ по картине, рассказать про природные явления, проводить эксперименты и опыты с природным материалом и т. д.). При этом, совместно в воспитанниками старших и подготовительных групп возможна и творческая деятельность на экологическую тематику : создание макетов, экологических троп на территории детского сада, создание тематических выставок [4].
Проведение любой деятельности, в том числе и экологических игр должна быть всесторонней, иными словами распространяться на только на воспитанников, но и на членов их семей. Основным средством знакомства родителей с экологическими играми являются родительские собрания и индивидуальные беседы. При этом, родителей важно включать в деятельность: проводить экологические игры разных видов, предлагать участие в различных викторинах и акциях, обучать различным видам экологических игр, в которые родители смогут поиграть со своими детьми в свободное время.
Что касается практического опыта работы в создании и применении экологических игр как средства ознакомления с окружающим миром, то важным этапом является разработка дидактических игр в соответствии с возрастом воспитанников. Так, для воспитанников младшей группы «Теремок» (Детский сад №1 «Светлячок», село Дивеево Нижегородской области», была разработана экологическая игра «Помоги рыбке найти аквариум» которая позволит сформировать элементарные математические представления, а именно понятие таких геометрических фигур как «квадрат», «круг», «прямоугольник» и «овал». Игра представляет собой набор из четырех картонных аквариумов различных форм и фигур рыбок, сделанных в виде кругов, овалов, прямоугольников и квадратов. Задача воспитанников – поместить рыбок в соответствии с их фигурами в аквариумы подходящей по очертанию формы.
Для старших воспитанников группы «Сказка» (Детский сад №1 «Светлячок», село Дивеево Нижегородской области», были разработаны тематические кубики «Времена года», «Животные», «Птицы», «Домашние животные», «Охрана природы». Суть игры заключается в том, что воспитанник кидает кубик и рассказывает о времени года, животном, птице, которая выпала на верхней грани кубика. Универсальность данной игры в том, что она может быть использована и для игр в группах младшего возраста, однако роль рассказчика будет выполнять педагог.
Отдельным блоком ведётся работа с родителями воспитанников. Для формирования экологической культуры, а также основ игровой деятельности с детьми на тему экологии, проводятся следующие мероприятия: участие в акциях («Покорми птиц зимой», «Каждой пичужке по кормушке», «Чистота –залог здоровья», консультации на различную тематику («Как помочь животным зимой», «Мир насекомых», «Экологические игры : во что поиграть с ребёнком?»). На базе детского сада №1 «Светлячок», проводятся тематические родительские собрания, в том числе и на тему игр и игровой деятельности. На последнем родительском собрании, которое состоялось на базе дошкольного учреждения 31 января 2024 года воспитателями были представлены различные виды игр: математические, музыкальные, игры по экспериментированию и экологические игры.
Таким образом, мы можем говорить о том, что экологические игры являются универсальным средством знакомства с окружающим миром. В процессе изучения природы и формирования основ экологического воспитания с помощью игры, дошкольники не только получают необходимые знания, но и становятся эмоционально отзывчивыми, формируется желание защищать природу, помогать животным и птицам. При этом, детям очень важно показать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения на природе.
Список литературы
1. Л. Б. Абдуллина, С. А. Косцова, Т. И. Петрова Интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры и образования. №3 (76). 2019. стр. 127-128.
2. Жукова Ю. Н., Ситак Л. А. Роль игры в системе экологического образования дошкольников // Таврический научный обозреватель. №1 (январь). 2016. стр. 131-135
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. испр. и доп. М. : Академия. 2022. 271 с.
4. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М. : Академия. 2018. 262 с.
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Правовая библиотека образования. ТЦ «Сфера». 2023. 224 с.