Татьяна Коровина
Экологическая тропа в ДОУ как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «СОШ №2»
Сообщение на тему:
«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»
Воспитатель:
Коровина Т. С. ,
Г. Истра
Экологическое образование и воспитание – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней.
Публикация «Экологическая тропа в ДОУ как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы» размещена в разделах
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Наиболее важной и эффективной формой работы является экологическая тропа, как на территории детского сада, так и внутри него.
Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет следующие функции:
• познавательную,
• развивающую,
• эстетическую,
• оздоровительную.
Организуя работу на экологической тропинке с детьми дошкольного возраста педагоги решают комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;
Рассматривая экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста, можно выделить три основных ее типа:
• на территории дошкольного учреждения;
• в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);
• в здании детского сада
Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Еще Я. А. Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из небес и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Этапы создания экологической тропинки :
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – того, кто будет давать задания и приглашать в гости.
4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта.
В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, огороды).
На территории нашего детского сада присутствует большое разнообразие представителей лиственных растений: деревья: клен (канадский и американский, рябина, береза, липа.
Дополняют деревья кустарники - гороховая акация, жимолость татарская, сирень обыкновенная, вечнозелёный самшит, которые являются не только объектом для сравнения и выделения их отличительных особенностей от деревьев, но и в период цветения становятся отдельной зоной для наблюдения за насекомыми, опыляющими цветы.
Цветники и клумбы — украшение на территории детского сада. Здесь высажены растения, цветущие до поздней осени. На клумбах используются декоративные возможности однолетних растений. Все цветы отличаются обильным и длительным цветением, повышенной устойчивостью к неблагоприятным условиям произрастания и сохраняют длительное время свежесть и яркость окраски. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:
Под березой или елью может обустроиться муравейник. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Старый пень так же может стать прибежищем для жуков.
Хорошим объектом экологической фауны являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи.
На Экологической тропинке дети узнают много нового о животном и растительном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать и экспериментировать, поэтому на территории детского сада отведено место для опытно-экспериментального участка (огорода, где организуется трудовая деятельность с детьми, проводятся наблюдения за ростом и развитием растений. На огороде выращивают урожай кабачков, тыквы, лука, чеснока, томатов и др. культур.
Выбор объектов наблюдения зависит от поставленных целей, поэтому могут использоваться не все точки.
Экологическая тропа может совмещать несколько остановок в одну – это зависит от плана воспитателя, при необходимости может включить дополнительный объект, сократить или заменить другим.
Для повышения интереса детей к занятиям педагоги совместно с детьми выбирают «хозяина тропинки» - сказочного героя - Боровичка, Лесовичка, Филина, Деда Природоведа и т. п.
В каждой группе может быть свой «хозяин тропики». Он встречает детей вначале маршрута, периодически посылает детям письма-задания, участвует в конкурсах, театрализованных представлениях. За оказанную помощь, выполненные задания-загадки, сказочный персонаж иногда оставляет на тропинке сюрпризы, сладости, книги о природе, игрушки.
Заключающим этапом создания экологической тропинки в ДОУ является оформление альбома или паспорта экологической тропы. В паспорте собраны фотографии всех зон экологической тропинки с описанием и содержанием работы.
В целях экологического воспитания в детском саду проводятся экологические акции, которые объединяют всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей.
Совместно проводятся акции «Посади дерево!», «Покормите птиц зимой. Эти мероприятия давно стали ежегодными и являются доброй традицией.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что создание учебных экологических троп на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные в процессе организованной образовательной деятельности. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. И главный результат — это блеск и интерес в глазах наших воспитанников, а в сердце — тепло и доброта.