Папки-передвижки

Эйдетика как метод развития интеллекта у детей

Илькевич Оксана Николаевна
Эйдетика как метод развития интеллекта у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Расширение и обогащение знаний о развитии образно – ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи: познакомить педагогов с понятиями эйдетика и эйдетизм; способствовать формированию первичного опыта с использованием методов и приемов эйдетики в работе; содействовать развитию всех мыслительных процессов, творческого потенциала; создать и закрепить доверительные отношения и положительный эмоциональный настрой участников.

Публикация «Эйдетика как метод развития интеллекта у детей» размещена в разделах

Материал и оборудование: мольберт; ватман, с нарисованным цветком без лепестков; лепестки; фломастеры; конверты с цифрами и пустые; буквы, напечатанные на а4; геометрические фигуры разного цвета и формы; карточки со словами; карандаши; чистые листы бумаги; листы бумаги, поделенные на 4 части; листы бумаги с 3 парами двухзначных цифр; листы бумаги с набором слов, написанных без пробелов; листы бумаги с напечатанным рассказом «Осень».

1. Теоритическая часть.

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, ознакомление участников с теорией возникновения понятия эйдетика, создание положительного эмоционального микроклимата.

Приветствие, вступительное слово ведущего, настрой на совместную деятельность.

Ведущий: На нашем мольберте нарисован цветок, на нем есть ваши имена. На столах лежат лепестки, напишите на них свои положительные качества, или то, что вы любите в себе и прикрепите к цветку.

Посмотрим, какой у нас получился цветок: ласковый, теплый, умный, терпеливый, красивый, добрый, упорный, яркий, сердечный…

А теперь я предлагаю посмотреть друг на друга, улыбнуться, запомнить это ощущение и в хорошем настроении начать наш мастер- класс.

Коллеги, перед вами конверты, в некоторых из них лежит цифра, некоторые пустые. На столе лежат перевернутые буквы, обозначенные цифрой. Посмотрите, у кого соответствующая цифра, тот берет букву и становится в порядке увеличения цифр. Остальные читают слово, которое у нас получилось: эйдетика.

Кто из вас знает, что такое эйдетика? (слушаем мнение педагогов).

Сегодня мы будем работать и разбираться, что это за методика. В переводе с греческого «эйдос»- это образ.

Эйдетика - отдельное направление в современной детской психологии, метод запоминания, который основан на зрительном впечатлении, он позволяет удерживать и воспроизводить образ явления или предмета.

Термин «эйдетизм» и «эйдетика» впервые были обозначены сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году, он же выяснил, что это особый вид памяти, который на основе образов воспроизводит информацию. На постсоветском пространстве эту методику развивал доктор педагогических наук- Матюгин И. Ю., он же в 1989 году открыл школу эйдетики.

Эйдетика-это методика, а что такое эйдетизм? Эйдетизмом называют одну из разновидностей образной памяти, благодаря которой мы можем представить себе предмет в мельчайших деталях, даже когда не видим его. Благодаря эйдетизму ребенок может качественнее и быстрее запоминать информацию, сохранять и воспроизводить ее опираясь на образные ассоциации. Пример: каждый охотник желает знать где сидит фазан. Мы все с детства помним эту считалочку, благодаря которой запоминали цвета радуги. Однако мы не задумывались, что она также построена на эйдетизме. Наше воображение сразу соотнесло цвета радуги и разноцветного фазана, вызвало бурю ярких эмоций и в итоге- на всю жизнь сохранило эту информацию, которую легко воспроизвести в любой момент. Именно так работает эйдетизм, поэтому очень важно не только сохранять и развивать такую психологическую особенность, но и применять в обучении.

Метод эйдетики в дошкольном возрасте необходимо преломлять через игру-ведущую деятельность детей дошкольного возраста. И сейчас мы немного поиграем.

2. Практическая часть. Разминка.

Цель: подготовка участников к практической деятельности, активация мыслительных процессов, повышение концентрации внимания.

Игра «Запомни фигуры»

В ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера. Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы:

Количество фигур?

Количество кругов, треугольников, квадратов?

Какой цвет имеют прямоугольники и треугольники?

Задание можно усложнить используя геометрические фигуры, которые отличаются размером, цветом, количеством, формой.

Игра «Найди слова в слове» -необходимо в данных словах найти как можно больше других слов. Буквы переставлять нельзя.

Рассвет (свет, улов (лов, забор (бор, крот (рот, убор (бор, брат (бра, трубач (труба, росток (рост, ток, собор (бор, марка (арка, бросок (сок, бардак (бар, пожар (жар,урок (рок, стол (сто, листок (лист, ток, карамель (кара,мель, полка (пол,пресса (пресс, ворона (вор, ворон).

Основная часть.

Цель: активация и развитие всех мыслительных процессов (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять, памяти; раскрытие творческого потенциала.

1. Игра «Придумай символы».

Возьмите карандаши и бумагу,я буду называть слова, а вы обозначьте их символами: кот, ваза, конфета, утка, балерина, поезд, мороженое, дом.

Данная игра основана на графические пентаграммах, педагог читает четверостишие, а дети рисуют символы (для маленьких педагог сам рисует) а затем по рисунку составляется рассказ.

Сейчас вы попробуете составить пентаграмму к небольшому стихотворению. Возьмите листы бумаги, которые поделены на 4 квадрата. В каждом квадрате необходимо нарисовать изображение о стихотворении по своему виденью.

1. Осень, осень погоди,

2. И с дождями не спеши!

3. Дай еще нам лета,

4. Солнышка и света.

2. Игра «На какое слово похожа цифра» (метод Shedd)

Берем листы бумаги, на которых написаны 3 пары двухзначных цифр. Попробуйте придумать к каждой паре цифр специальную фразу, которая похожа на эти цифры и запомните их.

3. Игра «Спрятанные слова».

Возьмите листки с написанными буквами, найдите слова, разделите черточкой.

«Карандашшкаффлажоккусттопорракетаавтобуссачокключчайниккошкаананассоммаккрокодиллукмёддиванножжуккомарростоккактуссноппомидорсын. Подсчитайте количество слов.

А сейчас давайте отвлечемся и ответим на интересные вопросы :

- Какие «холодные» конфеты вы знаете? (Лединец,снежок).

- Какой стол не имеет ножек (диетический).

- Как человеку не спать 7 дней (Спать по ночам).

- Сколько лет в году? (1 лето).

-В каком слове «спрятался» напиток и природное явление (виноград)

-Река, которая «помещается» во рту (десна)

Легко ли было отвечать? Ответы участников.

4. «Прорисовывание рассказа»

Сейчас я зачитаю рассказ на тему «Осень». Вам необходимо в каждом предложении заменить одно слово картинкой, что бы при этом не потерялся смысл рассказа.

«Осень – яркая пора, которая разукрашивает лес в разные цвета. Клены пестрят багрянцем и золотом, березы и осины - легкой позолотой. И только сосны смотрят на нас зелеными огоньками. С приходом осени природа замирает и как - будто впадает в спячку.

3. Рефлексия

Коллеги, сегодня мы с вами на себе испробовали методы и приемы эйдетики, пополнили свою копилку знаний об интеллекте и его развитии на собственном примере. И теперь с уверенностью можно сказать, что этот метод работает и способствует развитию памяти, повышает концентрацию внимания, активизирует мышление. Благодаря активной работе мозга у детей увеличивается количество знаний, повышается положительный эмоциональный фон и самооценка, улучшаются отношения с окружением. Плохой памяти не существует, просто нужно научиться пользоваться ей!

И в заключении хочу вас попросить взять лепестки цветка и нарисовать, что нового и интересного вы узнали сегодня, ваши чувства и эмоции. Прикрепите их цветку.

На этой позитивной и творческой ноте я заканчиваю мастер-класс и желаю вам новых идей и творческих успехов.

Литература:

1. Аристова Т. А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…-Учебно-методическое пособие. -СПб. :Бостон,2010

2. Бьюзен Т.»Супер-память»,Попурри,2020

3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки-два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. -СПб. :Тускарора,2000

4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста, «Эйдос», Москва, 1994 г

5. Матюгин И. Ю. «Школа эйдетики. Как развить внимание и память вашего ребенка».- Москва,2010

3. Никитина Т. Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).-серия «Сам», Москва: международное агентство «A.D.&T.»,2002

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эйдетика как метод развития интеллекта у детей
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 09:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эйдетика как метод развития интеллекта у детей» (включая файлы) размещена пользователем Илькевич Оксана Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД