Виктория Зайнуллина
Эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последнее время многие родители, ввиду своей занятости и усталости, не имеют времени и желания общаться со своими детьми. В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном гаджета или телевизора. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (нарушения зрения, дефицит движений, испорченная осанка и тд., но и для его психического развития.
Публикация «Эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах
В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», последствия влияния гаджетов становятся всё более очевидными. Первое из них – отставание в развитии речи.
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития : дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Поэтому использование только педагогических методов воздействия, в ряде случаев уже бывает недостаточно, и необходимо работать на стыке разных научных знаний. Вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного мультидисциплинарного подхода.
Дети с речевыми нарушениями имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и развивающим.
Цель моей работы : определить эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1. изучить современную научно-методическую литературу по проблеме;
2. содержание коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения;
3. проанализировать методы и приёмы
4. использовать игровые методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь.
Для нормального становления речевой деятельности необходимо комплексно воздействовать на:
• развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
• координированную работу голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
• повышение степени зрелости различных структур головного мозга;
• формирование потребностей в общении.
Использование игровых методов и логопедических сказок с применением биоэнергопластики и кинезиологии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Используя её в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию. Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам, это
• Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
• Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
• Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
• Массаж – воздействует на биологически активные точки;
• Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнение «Ухо – нос-хлопок».
Цель: формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот» (Предлагаю вам выполнить это упражнение).
Следующее Упражнение дом-ёжик-замок
Упражнение «Дом – ёжик - замок»
Дом
Пальцы рук соединить под углом,
большие пальцы соединить.
Ёжик
Поставить ладони под углом друг к другу.
Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
Замок
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Упражнения растяжки и расслабление «Снеговик» – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность детей. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.
Биоэнергопластика - это метод нейростимуляции, предполагающий совместное движение рук и органов артикуляции.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно усиливает результативность.
Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например: Гонзики, Лягушка – Говорушка, Веселый Язычок, счёт, музыка, стихи.
Весёлый язычок.
Цель: повышение заинтересованности детей к артикуляционной гимнастике, повышение внимания, развитие тактильного анализатора и зрительного восприятия.
Одновременно выполняется артикуляционная гимнастика с подключением руки в красной варежке. Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики.
Упражнение «Чашечка»
Бегемотик
Цель этого упражнения – удерживать открытым рот в течение нескольких секунд. Открыть рот, удерживать в таком положении от 1 до 10. Затем закрыть рот, удерживаем под счет от 1 до 5. Повторить это упр 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки. Они перед вами на экране.
Театр пальчиков и языка
Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки, что и позволяет назвать их «Театр пальчиков и языка». Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Веселый язычок и звук «У».
В одном домике, дружок,
Живет Веселый Язычок,
Ох, и шустрый он
Мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе
И опять ушел к себе.
Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи.
Заключение
Таким образом я пришла к выводу, что все перечисленные мною методы и приемы воздействия в деятельности воспитателя становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи данные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.