Наатлья Васенина
Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
До сих пор одним из самых “больных” мест любой школы остаётся слабая успеваемость школьников. Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Можно много говорить о причинах, видах неуспеваемости, о характерных особенностях, о типах слабоуспевающих. (слайд)
Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям?
Публикация «Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе» размещена в разделах
Сегодня мне бы хотелось поделиться некоторыми эффективными приемами работы со слабоуспевающими учащимися.
(слайд)«…Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно! В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». Но к великому сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «она могла бы учиться лучше», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.
(слайд)Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это взаимосвязанная целостная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.
Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться? Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное.
Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.
Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:(слайд)
– урок игра;
– урок-викторина;
–урок-путешествие;
–урок-сказка;
–защита творческих проектов и др.
Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.
Мотивация учебной деятельности с использованием приёмов (слайд)
• «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.
• «Незаконченное предложение». Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. Задают вопросы, просят аргументировать свой ответ.
• «Изготовление самодельных наглядных пособий». В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий.
• «Творческие задачи». Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус, используя понятия по теме урока.
• «Ситуация успеха» - это необходимое условие положительного отношения к учебе. Даже разовое переживание успеха слабоуспевающим учеником может коренным образом изменить его психологическое самочувствие. Для этого я ставлю перед слабоуспевающим учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи.
На уроках должна царить атмосфера особой доброжелательности;
При работе со слабоуспевающими я обычно снижаю темп опроса, разрешаю таким детям дольше готовиться у доски.
Предлагаю таким детям примерный план ответа, разрешаю пользоваться наглядными пособиями (напр, лентой букв, таблицей умножения и т. п.).
Стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой.
Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы-опоры)
Применяю частую смену видов деятельности на уроке.
Никогда не заставляю таких учащихся отвечать по новому, только что изученному материалу. Я откладываю опрос слабых на более поздние сроки, дав этим детям возможность ещё позаниматься дома, закрепить новый материал.
Привлекаю к проектной деятельности.
2) Еще я разбиваю класс на пары: сильный-слабый. Проще говоря, слабоуспевающих учеников прикрепляю к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.
3) Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости -дифференцированное обучение. В этом большую помощь мне оказывают различные дифференцированные тематические карточки по предметам.
Но карточки даются не только слабоуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Поэтому использую разноуровневые карточки, где для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции.
4) Надо отметить групповую и парную форму работы, которую я использую в урочное и во внеурочное время.
У одноклассников проще спросить непонятное, попросить объяснить. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.
5)Хороший результат также дают тесты для тематического контроля и обучающие. Тестирование позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Такую работу провожу не только в ходе индивидуальных занятий по плану и графику, но и во время урока. Вообще стараюсь постоянно проводить срезы знаний, чтобы постоянно владеть информацией о пробелах знаний учащихся, особенно у слабоуспевающих.
6)При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю специальные задания, провожу подробный инструктаж, предлагаю (при необходимости) карточки-алгоритмы. Учитываю объём домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.
7) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. Много уделяю в своей работе нравственным аспектам развития таких учащихся, вовлечению детей в художественную самодеятельность, во все без исключения классные и школьные мероприятия, а в походах, на экскурсиях, т. е в неформальной обстановке, когда стирается грань между сильными и слабыми, как раз слабоуспевающие дети оказываются и находчивыми, и более приспособленными, у них формируется опыт взаимодействия с коллективом, приобретается уверенность в себе, раскрываются их способности, совершенствуются коммуникативные навыки, повышается авторитет среди сверстников.
На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни! Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.