Ульяна Попова
Эффективные методы и приемы обучения ментальной арифметике детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Попова Ульяна Еремеевна, воспитатель Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Кыталык» с. Чурапча»
Муниципального образования
«Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)», сертифицированный педагог,
практикующий специалист по ментальной арифметике.
Публикация «Эффективные методы и приемы обучения ментальной арифметике детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
e-mail: ulyanaeremeevna@mail.ru,
Аннотация. В статье представлен опыт работы по программе «Ментальная арифметика», которая способствует развитию нестандартных познавательных способностей, гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, качественной подготовке к обучению в школе, развитию памяти и внимания детей: подборка эффективных приемов и методов, которые можно применять и в других видах деятельности по развитию детей. Они позволяют дополнять умственную, игровую, двигательную активности детей, повышают умственную продуктивность и сохраняют положительный психоэмоциональный фон.
Актуальность. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, методик обучения в дошкольном образовании. Одной из продвинутых методик обучения детей в современном мире можно считать программу гармоничного общего и интеллектуального развития детей – «Ментальная арифметика». Эта программа рассчитана на детей 4-14 лет. Материал, используемый в программе «Ментальная арифметика для дошкольников», представляет собой комплексную систему игр, заданий, упражнений, олимпиад, физкультминуток. Все эти материалы размещены в учебниках, пособиях, на электронной площадке сайта. Ежегодно проводятся обучающие семинары для работающих по программе педагогов. Таким образом, растет наш опыт и обогащается картотека игр, методов и приемов,
которые обеспечивают включенность воспитанников в активный познавательный процесс. В кружковой работе с детьми я использую следующие методы и приемы:
1. Кинезиологические упражнения. На каждом занятии в самом начале активизируем и синхронизируем работу обоих полушарий мозга посредством выполнения кинезиологических упражнений. Советую подобрать несколько наиболее интересных упражнений из интернета и постепенно осваивать новые.
2. Чистописание в тетрадях на заданное время. Задания включают обведение по контуру, штриховку, написание цифр, печатных букв на время. Например, ставим на таймере 1 минуту. Даем детям установку до сигнала таймера писать красиво и быстро цифру 2 через клетку. Затем, еще раз проделываем то же самое, а установка дается - обогнать свой результат: написать больше цифр, и сделать это так же красиво. Пишем простыми карандашами в тонкой тетради в клетку. Следим за осанкой. Проводим в начале занятий. Прием согласует работу зрительного и двигательного анализаторов и способствует выработке точных двигательных навыков, настраивает на рабочий лад.
3. Игры на развитие мелкой моторики на абаке. Соревнования в парах, группах, по времени между собой. Мелкие и заостренные косточки абакуса при манипуляциях с ними хорошо развивают мелкую моторику кистей рук. Поэтому на каждом занятии соревнуемся – кто быстрее наберет на всех 13 спицах абака заданную комбинацию. Например, задание может звучать так: наберите 1-1, 9-4, 5-5 и др.
4. Игры с мячом. Двигательная и игровая активность, сменяющая умственную, повышает работоспособность и сохраняет положительный психоэмоциональный фон. Игра в мяч с переключением внимания: «Назови правильно». Играющие встают в круг. Ведущий вводит в игру мяч красного цвета и при этом громко называет свое имя. Остальные игроки должны делать то же самое. Затем ведущий вводит в игру мяч желтого цвета и при этом называет имя того, кому бросает мяч. Остальные должны делать то же самое.
Следующую игру я называю «5». У ребенка 2 мяча. Он должен их вращать в обеих кистях рук одновременно и считать медленно до 5. Потом делать то же самое, но с закрытыми глазами. Затем подбрасывает мяч на расслабленной кисти не роняя на пол 5 раз. Если легко получается на ведущей правой руке, подкидываем не роняя, на левой. Затем на обеих руках одновременно и ведем счет до 5. Если получается больше, то замечательно, а если роняем, не дойдя до 5, начинаем снова. Затем перекидываем с кисти левой руки на правую и обратно, ведем счет. Следующий уровень – ловим мяч, подкидывая, тыльная сторона кисти повернута к потолку, ладошки повернуты вниз. 5 раз- не роняя. Получилось? Теперь левой кистью проделываем то же самое. Уронили? Начинаем снова с 1. Получается – начинаем делать это одновременно двумя руками. И последний победный уровень – это подкидываем одной и ловим другой рукой. 5 раз, не роняя. Эта игра развивает концентрацию внимания и моторную ловкость.
5. Дидактические игры, способствующие закреплению представлений о числе и количестве, совершенствованию пространственных ориентировок. Например, «Отсчитай столько же», «Который по счету?», «Пойди туда, скажу куда», «Оживляем цифры».
6. Игры, способствующие совершенствованию представлений об использовании цифр, и последовательности расположения чисел в числовом ряду. Игры «Числа встали по порядку», «Путаница», «Какая цифра спряталась». Также для быстрого запоминания образа цифр мы пишем цифры по песку на индивидуальных планшетах из фанеры, выкладываем из фасоли, угадываем с закрытыми глазами, находим на картинках, тренируемся в порядковом, количественном счете, играем в математические пазлы, используем приемы дорисовки, рисования двумя руками, угадывания по фрагменту или части и т. д.
7. Музыкальные произведения. Подбираем песни в эталонном исполнении большого детского хора СССР для одновременного пения и счета, такие как: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!», «Прекрасное далеко» и др. Это продвинутый уровень, который достигается примерно к концу успешного прохождения всего курса, но время овладения этим уровнем зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
8. Заучивание стихов. Одновременная декламация стихов и устный счет.
9. Танцевально-ритмическая гимнастика. Выразительные движения «Мишка Gummibear», «Танец котиков», «Самолет», «Сорви яблоко», «Зеркало» и другие развивают крупную моторику, координацию, создают необходимый двигательный режим, положительный психоэмоциональный настрой.
10. Регулярная работа с таблицами Шульте разной сложности. Таблицы, распечатанные на карточках, помогают разнообразить умственную деятельность и помогают активизировать память, внимание, развивают навык быстрого принятия решений.
11. Логические загадки и задачки из картотеки для развития логического нестандартного мышления, смекалки и находчивости. Помогают успокоить и настроить на работу детей после активных игр.
12. Игра на развитие внимания «Светофор». Помогает эффективно выстроить индивидуальную работу в комплексе с таблицами Шульте, с играми-головоломками «Танграм», «Магический круг», «Колумбово яйцо», с работой на электронном портале центра «Абакус», с решением флеш-карт, ментальным счетом с помощью ментальных карт и далее с работой на воображаемом абакусе.
13. Настольные развивающие игры. Игры «Look-Look», «Башня», «Мишка на полюсе» и другие развивают умение работать в команде, следовать правилам, развивают эмоциональный интеллект детей.
14. Визуализация – игры на воображение. Задачки на простые арифметические действия, которые развивают словесно-логическое мышление и воображение, память и внимание.
15. Лабиринты, сравнения. Лабиринты, сравнения «Что изменилось», «Что упало первым», рисование двумя руками, рисование зеркальных симметрий на бумаге в крупную клетку.
16. Использование напольного абакуса. Помогает разнообразить отдых между активной умственной деятельностью, развивает воображение, память, внимание детей, физические качества - ловкость и быстроту.
17. Просматривание отрывков развивающих мультфильмов с последующими вопросами на внимательность.
Таким образом, использование следующих методов и приемов в обучении ментальной арифметике детей старшего дошкольного возраста способствует развитию способности к визуализации – обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти; развитию концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем; развитию уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счёта; развитию усидчивости, концентрации внимания, фотографической памяти, творческого мышления, скорости обработки информации.
Список использованной литературы:
1. Багаутдинов Р., Сухова Д., Ганиев Р. Ментальная арифметика. Подготовительная ступень/ М. : Траст, 2015.
2. Жунисбекова К. Э. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей.
3. Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х. с. 221-226.
4. Особенности физиологических показателей физиологических показателей школьников 7–12 лет при занятиях ментальной арифметикой, включающих физические упражнения с переключением внимания В. В. Горелик, С. Н. Филиппова, Т. П. Кнышева. ВЕСТНИК РГМУ 5, 2018 VESTNIKRGMU.RU. С. 53-61.
5. Шевелев К. В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / К. В. Шевелев. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.