Ольга Маркова
Эффективное использование социокультурного пространства, РППС в театрализованной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы заложена ФГОС ДО,т. к. одной из задач ФГОС является формирование социокультурного пространства.
Социокультурное пространство-это совокупность условий, которые обеспечивают процесс самообразования ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка, а с другой стороны - это педагогические воздействия, направленные на развитие личности ребенка.
В настоящее время социокультурное пространство ДОО представлена как единство трех составляющих:
Публикация «Эффективное использование социокультурного пространства, РППС в театрализованной деятельности детей» размещена в разделах
-социокультурные события (значимые как для детей, так и для взрослых: родителей и педагогов);
-развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
- нормы и правила взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.
Механизмом создания социокультурного пространства становится «Событие» детей и взрослых, в котором ключевым моментом служит их совместная деятельность.
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует навыки социального поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, он выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует навыки социального поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, он выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей
В театральный уголок включаются:
картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках,
фетровые персонажи для фланелеграфа;
ширма (используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.); материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
маски; костюмы; книги; фонотека; стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка - обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Вторая группа раннего возраста (2-3года).
Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача - научиться управлять движениями собственных пальчиков. Пальчиковый театр Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине
Младшая группа (3-4года).
Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки - бибабо. Задача - тренировать координацию, мелкую моторику. Мальчик и девочка держат куклы-перчатки Бибабо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять
Средняя группа (4-5 лет)
Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой или деревянной посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон, куклой на деревянном стержне - гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача - согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Старшая и подготовительная группы (5-7 лет)
Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины - держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача - освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции. Кукла-марионетка - забава с многовековой историей
Дети становятся актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос.
Знакомятся с напольными и платковыми куклами.
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Создавая театральный уголок необходимо учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению : костюмерная; гримёрная; мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов; зона для зрителей; книги, аудио- и видеоматериалы; ширма; шкаф для хранения кукол; участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
Наполнение театрального уголка зависит от возраста детей группы.
Формы организации театрализованной деятельности
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
Мини-игры на занятиях, театрализованные игры-спектакли, мини-сценки с куклами.
Таким образом, театрализованная деятельность детей не должны сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. Они могут включать разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д., просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников. В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть».