Елена Бочкова
Эффективная модель взаимодействия взрослого и ребёнка с ранним детским аутизмом в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе общего и специального образования происходит смена образовательных моделей, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и психофизиологическими возможностями. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. тех, кто имеет различные отклонения в психическом и социально-личностном развитии, нуждающихся в специальной психолого –педагогической помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере (дети с расстройством аутистического спектра). Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений».
Публикация «Эффективная модель взаимодействия взрослого и ребёнка с ранним детским аутизмом в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
То есть ребенок - аутизм находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов не существует. Многие малыши с неглубокими нарушениями могут посещать и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь все зависит от личности педагога. В самых обычных детсадах могут быть хорошие, чуткие, внимательные педагоги, которые помогут ребенку адаптироваться в группе. Аутичному ребенку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.
Роль педагогов в формировании навыков общения аутичного ребёнка очень важна. Если в вашей группе оказался аутичный ребёнок, Вы должны принимать его таким, какой он есть, учитывая его особенности, вы должны помочь ему приспособиться к окружающему миру. Как вы уже знаете, аутичный ребёнок живёт в своём мире, он очень замкнут. И чтобы до него достучаться, для того, чтобы он открыл Вам дверь к себе – тут Вам придется искать путь самим. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т. п., и это принято делать всем вместе.
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и педагогов детского сада. Вам придется искать то, что нравится этому ребёнку, что ему интересно. Родители такого ребенка могут не сознавать, что у их малыша какие-то проблемы, для них свой ребенок может казаться более ранимым, замкнутым, тихим, смирным. Первым этапом работы с ребенком-аутом является донесение до родителей информации о заболевании ребенка и рекомендации обращения к специалистам, если они этого еще не делали. Даже у здорового психически и физиологически ребенка при первичном поступлении в ДОУ могут возникнуть трудности в процессе адаптации. Главная цель, педагогов и законных представителей ребенка – вовлечение дошкольника в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Говорить с ним через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» его оставят равнодушно-невозмутимым. Необходимо найти то, что может заинтересовать этого ребёнка : музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы, или что-то еще. На языке того, что ему нравится, и тогда, Вы сможете с ним обо всем договориться. Сумеете заинтересовать – считайте, дело сделано.
Аутичный ребенок видит смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: ребенок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Создание адекватной развивающей среды для аутистов, способствующей развитию у детей, прежде всего социальных и коммуникативных навыков (игровые пособия, мобильная мебель, различные ширмы, пооперационные карты) помогает открыть путь к более или менее независимой жизни в детском сообществе. Конечно, такие меры требуют от педагогов детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами. Для улучшения пространственно-временной ориентации можно составить план группы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, педагог может делать это сам). Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
Таким образом, в работе с аутичным ребенком необходимо использовать различные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Взрослые, контактирующие с таким «маленьким человеком», не похожим на других своей восприимчивостью к миру должны быть специалистами не узкого профиля, а обладать знаниями психологии, медицины, коррекционной педагогики; обладать качествами человека, способного быстро и оперативно реагировать на эмоциональные проявления ребенка – аутиста; обладать такими качествами как неординарность мышления, психологическая гибкость.