Наталья Доценко
Взаимосвязь семьи и ДОУ в формировании словаря и связной речи у дошкольников
МКДОУ ДЕТСКИЙ САД№4 «СВЕТЛЯЧОК» г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
2021-2022 уч. г.
«Взаимосвязь семьи и ДОУ в формировании словаря
и связной речи у дошкольников»
Сообщение на тему «Методы и приемы обучения детей пересказу».
Подготовила: Доценко Наталья Юрьевна, воспитатель старшей общеразвивающей группы.
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в закономерности процесса.
Публикация «Взаимосвязь семьи и ДОУ в формировании словаря и связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Значительно увеличивается словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок старшего дошкольного возраста стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначии слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качество предмета.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности речи, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям.
Ребенок умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.
К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуется монологической речью, способен пересказать содержание небольшого литературного произведения, рассказать о каком-либо событии. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания. Хорошо развитая речь. Умение четко излагать свои мысли – это и залог хорошей успеваемости в школе, ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка. Чтение и пересказ художественных текстов являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка. Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: художественную ценность произведения, динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность сюжета, занимательность содержания, доступность и объем. Этим требованиям соответствуют народные сказки, небольшие рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки.
Алгоритм обучения пересказу выглядит примерно так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Обучение пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться новые методы обучения пересказу: по плану, составленному воспитателем или самими детьми, по схеме, по рисункам детей, пересказ в лицах или драматизация произведения.
Развитая связная речь вообще и умение связно, последовательно, выразительно пересказывать литературные тексты, в частности – необходимые условия для успешного обучения в школе, поэтому этому направлению развития ребенка необходимо уделять достаточно много внимания и дома, и в ДОУ.
Используемая литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Москва, мозаика – синтез, 2004
2. Бородич а. М. Методика развития речи детей. Москва, «Просвещение», 1981
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. Москва, «Просвещение» 1987
4. Мариничева О. В., Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия развития, 2001
5. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995
6. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду» Москва, ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2009
7. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва, «Просвещение», 1979