Анна Афанасьева
Взаимосвязь познавательно-речевого развития и художественно-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимосвязь познавательно- речевого развития и художественно- эстетического развития детей»
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания.
Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.
Публикация «Взаимосвязь познавательно-речевого развития и художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.
Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.
Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности:
1. Музыкально-ритмические движения (Муз. руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. В-ль двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает)
2. Слушание музыки (Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. В-ль слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)
3. Пение и песенное творчество (Муз. руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. В-ль исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.)
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах
5. Танец (Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, В-ль танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару)
6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. В-ль участвует в игре, следит за выполнением правил)
Музыкальный руководитель также может помогать в организации образовательных событий. Музыка - волшебное средство воспитания и образования! Она поддерживает интерес детей, способствует сосредоточению внимания, создаёт необходимый эмоциональный настрой. Часто музыкальный руководитель по просьбе воспитателей подбирает фоновую музыку для изобразительной деятельности, для чтения произведений художественной литературы, для занятий физкультурой.
Отличным решением взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является проведение образовательных событий с интеграцией образовательных областей. Это может быть музыка и развитие речи, музыка и изобразительное искусство, музыка и аппликация, музыка и физкультура, музыка и математика.
Речевое развитие дошкольников происходит в разных видах деятельности, в том числе, и музыкальной, когда музыка не просто сопровождает речь, а является ее руководящим началом.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. В процессе беседы после слушания музыки, дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилию композитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности: приветствие, музыкальные пальчиковые игры, музыкальные речевые игры, потешки, прибаутки
Музыка и математика – тоже две тесно взаимосвязанные образовательные области. С одной стороны, знание элементарных математических понятий детьми позволяет им быть более развитыми в музыке :
1. Разучивая танец на музыкальном занятии, педагог использует количественный счёт. Чтобы научить детей выполнять движения в такт музыки, счёт просто необходим. Замечено, что дошкольники, исполняя танец с речевой поддержкой или с использованием количественного счёта, делают движения более ритмично.
2. Математика также помогает при развитии у воспитанников чувства ритма.
3. Математический счёт используется и при разучивании партий для оркестра детских музыкальных инструментов.
4. Необходимо в музыкальной образовательной деятельности и знание геометрических фигур. Построение в круг, ходьба по квадрату и другие упражнения развивают умение ориентироваться в пространстве.
В то же время, занятия музыкой способствуют освоению детьми математических понятий, содержащихся в песнях и музыкальных играх. Например, песенки про цифры, песенки про геометрические фигуры, разучиваемые с детьми музыкальным руководителем в зале, или воспитателем в групповом помещении.
По предложению воспитателя, музыкальный руководитель может заменять запланированные музыкальные игры на игры с математическим уклоном, если это необходимо. Существует множество музыкально-математических игр. Например, музыкальная игра «Будь внимательным». Дети под музыку двигаются свободно по залу, с окончанием музыки воспитатель показывает цифру, обозначающую количество детей в одном кругу. Если это цифра 3, то дошкольники делятся в кружочки по трое, 2 – по двое… и т. д. Игра совершенствует умение детей соотносить число с количеством, быстро ориентироваться в пространстве, быть внимательным в течение всей игры.
Учитывая тесную взаимосвязь музыки и математики, музыки и развития речи педагоги могут успешно организовывать образовательные события с интеграцией областей. Обязательным условием достижения высокого результата в подобной деятельности являются доброжелательные и внимательные отношения музыкального руководителя и воспитателя, которые благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу в ходе образовательной деятельности. Именно тогда в совместной деятельности обоих педагогов успешно достигаются необходимые цели и решаются образовательные задачи.