Лариса Донских
Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Быть вместе (семье и детскому саду) :
быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие,
поддерживать друг друга в решении возникающих проблем,
взаимозаменять и дополнять друг друга,
создавать атмосферу бодрого оптимизма и благожелательный климат: условия, позволяющие преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.
Образовательные практики взаимодействия с родителями дошкольников
Публикация «Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми, — я бы выбрал последнее.
Л. Н. Толстой
Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.
Ф. М. Достоевский
Родительский университет
Родительский университет — это единство образовательных учреждений и семьи в воспитании и развитии детей.
Необходимо сделать так, чтобы образовательные учреждения стали продолжением семьи, а семья — продолжением образовательных учреждений. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.
Ожидаемые качественные изменения
• § Повышение уровня ответственности, общекультурной и педагогической компетентностей родителей в процессах социализации и вопросах воспитания детей.
• § Повышение активности родителей в инновационном развитии муниципального образовательного учреждения (детского сада, школы, центра детского творчества). Повышение их социальной активности, проявляющейся в их сознательном участии в международном общественном движении «Родительская забота».
• § Повышение уровня ответственности и компетентности педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников.
• § Повышение качества дошкольного и общего образования в регионе, как результат включения родителей в процесс непрерывного образования.
• § Повышение качества подготовки специалистов к развитию взаимодействия с родителями, коллегами, социальными институтами.
Семейные гостиные. Технология
Семейная гостиная - форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная» - это комната, в которой принимают гостей и одновременно сам процесс приема гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. В семейной гостиной принимать гостей желательно хозяину и хозяйке (супружеской паре).
«Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события с ними происходившие.
Цель встреч в семейной гостиной– облагораживание души и сердца ребенка (сына, дочери) возвышенными образами родной природы, искусства родного края – развитие познавательного отношения к истории семьи, вписанной в историю Родины, интереса к культурным ценностям родного края; обеспечение творческого присвоения знаний об окружающем мире, совершенствование духовного мира воспитывающих взрослых, СО-бытие.
Воспитывающим взрослым важно целенаправленно совершенствовать свой духовный мир, свою нравственность, так как воспитатель сам должен быть воспитан.
Примерная структура организации общения гостей
• Сбор гостей (15-20 минут, который оформляется музыкой. Хозяин и хозяйка приветствуют каждого входящего гостя и помогают удобно расположиться в комнате.
• Представление гостей. Здесь главное – доброе расположение друг к другу. Далее проходит «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний.
• Дружеские сувениры: «Что я вам принес». В соответствии с названием гостиной преподносятся музыка, поэзия, слайды или сообщение. Сувениры преподносят лишь тем, кто хочет.
• Творческая игра: литературная, музыкальная, поэтическая и т. д. В игре принимают участие все гости, которые к этому времени сблизились, перестали стесняться, свободны и инициативны.
• Завершение встречи: «Стоя в прихожей, я хочу сказать …». Гости произносят обращаются друг к другу, хозяину и хозяйке гостиной с заключительными словами, индивидуально дополнительно раскрываясь. Музыка завершает момент прощания.
В качестве гостей могут быть приглашены и дети. Совместное пребывание детей с родителями или другими членами их семьи на таком мероприятии, сближает, сплачивает коллектив детей, родителей и педагогов.
Семейный воскресный абонемент – уникальная форма объединения семей (детей, родителей, прародителей, педагогов образовательных организаций (детских садов, образовательных школ, педагогов дополнительного образования, работников культуры, направленная на возрождение совместной досуговой деятельности, приобщение и возрождение культурных традиций семьи.
Семейная ассамблея
Семейная ассамблея – форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры, в целях знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность (художественно-продуктивную, коммуникативную, проектно-исследовательскую и пр., привлекательную как для детей, так и для взрослых.
Организаторами семейной ассамблеи могут выступить как отдельно взятый детский сад, так и несколько организаций: комитет по образованию, редакция газеты, Вуз, музей, детская музыкальная школа и др. Проводить ассамблеи возможно во все времена года, летом - желательно на открытом воздухе.
Семейная ассамблея – форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры, в целях знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность (художественно-продуктивную, коммуникативную, проектно-исследовательскую и пр., привлекательную как для детей, так и для взрослых.
Организаторами семейной ассамблеи могут выступить как отдельно взятый детский сад, так и несколько организаций: комитет по образованию, редакция газеты, Вуз, музей, детская музыкальная школа и др. Проводить ассамблеи возможно во все времена года, летом - желательно на открытом воздухе.
Технология семейных праздников в детском саду
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями.
Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.
Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.
Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач:
преодоление препятствий в общении взрослых и детей;
развитие способности понимать воспитывающими взрослыми эмоциональные состояния и чувства детей;
приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, опираясь на рекомендации педагогов и специалистов.
Для взрослых и детей праздник всегда яркое, незабываемое событие!
Размышляя о том, что такое праздник, взрослые говорят:
«Это определенное состояние»;
«Чувство оптимизма»;
«Активизация»; «Радость»; «Стимул»; «Отдых»;
«Получение новой информации».
Дети, со свойственной им жизнерадостностью вторят:
«Это сюрприз»;
«Ожидание»; «Радость»; «Смех»;
«Неожиданность»; «Клоуны»; «Торт».
При проведении семейных праздников в детском саду необходимо учесть следующие моменты.
• Время проведения праздника, прежде всего, должно совпадать с периодом активности детей.
• Посетить праздник старается вся семья: дедушки, бабушки, мамы, папы, сестры и братья. Воспитателям важно тактично предложить семьям продумать, кто будет взаимодействовать на празднике с ребенком: мама или папа, бабушка или дедушка, или другие члены семьи (не больше 2-х, чтобы избежать большого скопления детей и взрослых на празднике.
• К оформлению музыкального зала (или др. помещения) важно привлекать всех
• участников праздника. Рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материалов, созданные взрослыми и детьми специально для художественного оформления помещения, позволяют в полной мере почувствовать свою причастность к празднику.
• Многое зависит, от того, насколько качественно (аккуратно, эстетично) будут приготовлены костюмы, а также атрибуты для праздничного действия.
• Внешний вид воспитывающих взрослых и детей на празднике имеет большое значение. Педагоги могут помочь родителям в выполнении костюмов для взрослых и детей, подготовив эскизы и предложив их семьям для обсуждения.
• Важно заранее определить место для переодевания взрослых и детей в праздничные костюмы, а также занятия во время ожидания действия.
• Расстановка столов и стульев для участников и гостей должна отвечать замыслу праздника.
• Первый вариант: по периметру помещения устанавливаются столы, за которыми располагаются семьи с детьми;
• второй вариант: также по периметру устанавливаются, чередуясь большие (для взрослых участников) и маленькие (для детей) стулья.
• Важно заранее обговорить с семьями варианты организации и правила видео-съёмки и фотосъёмки на празднике (которая нередко выступает помехой для участников). Первый вариант: видео- и фотосъёмку ведет квалифицированный специалист; второй вариант – члены семей.
• Правила таковы: не мешать ходу праздника; не отвлекать детей просьбами повернуться или продемонстрировать еще раз свои творческие достижения; не ходить по залу с видеокамерой.
• Долгожданный момент праздника - вручение подарков, как для детей, так и для взрослых.
• Дети должны испытать радость не только от подарка для себя, полученного от родителей или персонажей праздника, но и испытать добрые чувства от творчества, направленного на близкого, родного человека.
• Поэтому так важно заранее решить, что и когда смогут подарить друг другу взрослые и дети, какие сюрпризы преподнести.
• Чтобы в памяти ребенка и семьи сохранились воспоминания о совместном семейном празднике в детском саду, необходимо предложить взрослым вместе с детьми в домашних условиях оформить фотоальбом, а также запечатлеть в рисунках, стихах, рассказах свои яркие воспоминания о празднике.