Ольга Васильевна Алиева
Взаимодействие воспитателя и психолога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателя и психолога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ
Тема инклюзии всегда занимает особое значение в развитии системы российского образования, где каждый из детей с ограниченными возможностями здоровья имеет своё неотъемлемое право на образование, независимо от причины, природы и серьезности отклонений.
Значением термин «инклюзия» является «привлечение» или «включение». Из этого следует, что главным приоритетом инклюзивного образования является возможность всех детей, а так же детей с особенностями в развитии, учиться вместе. Суть инклюзивного образования состоит в предоставлении возможности создания среды, которая является гибкой, вариативной, а также соответствует особым образовательным потребностям детей. Важнейшим является эмоциональная и физическая комфортность такой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она укрепляет физическое и психологическое здоровье обучающихся, и открыта, как для самого ребенка, так и для и его родителей.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и психолога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
Чаще всего у детей с ОВЗ обнаруживаются нарушения сразу многих психических функций : речь, внимание, моторика, память, мышление, сфера эмоций. Особенной группой детей с ограниченными возможностями здоровья, являются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Такие дети не представляют собой конкретную группу, а основная их характеристика это недоразвитие, задержка, различные нарушения или же утрата двигательных функций. Данное расстройство включает в себя нарушения движений: темп, координация, ограничение объема силы, невозможность осуществления движений. Основную группу детей с нарушением ОДА составляют дети с детским церебральным параличом. При диагнозе ДЦП у ребёнка зачастую выявляются еще и нарушения зрения и расстройства устной речи. У таких детей присутствуют нарушения пространственной ориентации. Обычно это проявляется в более медленном освоении понятий, которые обозначают расположение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать геометрические фигуры, складывать из частей целое. Ребенок с ДЦП часто имеет нарушения внимания, его устойчивости, произвольности и переключаемости. Такой ребенок тяжело и лишь на короткое время может сфокусироваться на конкретном объекте или действии, часто отвлекается. Память обычно имеет нарушения в системе одного конкретного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестического). Мыслительные процессы являются инертными, а уровень сформированности операции обобщения низким. Нарушения в эмоционально-волевой сфере у детей могут проявляться по-разному, либо в виде повышенной возбудимости, агрессии, либо, наоборот, в виде заторможенности, вялости. В группах нашего детского сада есть всё необходимое для разностороннего развития детей с НОДА. Так, мебель подобрана в соответствии с потребностями, соблюдается ортопедический режим, у детей с нормой в развитии и их родителей формируется толерантное отношение к детям с ОВЗ.
При помощи тесного взаимодействия между воспитателем и педагогом-психологом достигаются особенно высокие результаты работы с детьми с ограниченными возможностями. Работая кооперативно, педагог и специалист способствуют наилучшему обеспечению развития ребенка, в соответствии с той нормой, которая задана для соответствующего возраста. Также формируется педагогическая культура родителей и оказывается помощь ребенку в его развитии.
Коррекционная работа является важнейшей частью инклюзивного образования. Она в свою очередь направлена на осуществление коррекции нарушений у детей с ОВЗ, их социализации, а также разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В русле коррекционной работы педагог-психолог составляет методические рекомендации для воспитателей по актуальным вопросам, сам воспитатель, в свою очередь, реализовывает данные рекомендации и осуществляет взаимодействие с родителями. Воспитатель и психолог проводят совместную работу по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми и их самостоятельной деятельности, а также по формированию культуры здоровья, гигиенических навыков, развитию самостоятельности.
Совместно со специалистами педагоги также разрабатывают и проводят тренинги, игры-упражнения, беседы и диалоги, различные виды гимнастик: артикуляционная, эмоционально-стимулирующая, зрительная.
В настоящее время вся система образования обязательно подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новейшие подходы к обучению, применяются различные методы и формы образования и воспитания. Изменение образовательной среды, создание новых форм и способов организации воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей является основой инклюзивного подхода.
Именно в условиях инклюзивного образования совместная работа педагога-психолога и воспитателя является одним из необходимых условий для создания положительного эмоционального фона у детей. Такое взаимодействие педагога-психолога и воспитателей в ДОУ носит систематический характер и способствует созданию единой образовательной среды, комфортной для детей, способствующей охране и укреплению не только физического, но и психического здоровья.