МААМ-картинки

Взаимодействие специалистов при организации здоровьесберегающей среды в логопедической группе

Екатерина Кузьмина
Взаимодействие специалистов при организации здоровьесберегающей среды в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Публикация «Взаимодействие специалистов при организации здоровьесберегающей среды в логопедической группе» размещена в разделах

Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни.

Основным результатом здоровьетворящего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

Для наиболее успешного внедрения «здоровьесберегающих технологий» в образовательный процесс рекомендуется использование программы Бурениной и по ритмике, программы Э. Й. Адашкявичене, «Баскетбол для дошкольников», технологии Л. Ф. Тихомировой «Уроки здоровья», методику Е. А. Алябьевой для психогимнастики, программы «Познай себя», «Давайте познакомимся».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учителя-логопеды в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся использовать здоровьесберегающие технологи.

Установлено, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание.

Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объёма речевого общения. Работа голосового аппарата - это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на логоритмических занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.

Учителя-логопеды проводят здоровьесберегающую работу и на других видах коррекционно-логопедических занятий. Помимо традиционных физминуток на определенном этапе занятия позволяется детям (по их желанию) заниматься стоя или облокотившись на стол, стоя коленом на стуле и т. д. Это тоже снимает мышечную усталость и вносит новизну в общении учителя-логопеда и ребенка. Некоторые развивающие занятия проходят на ковре. По своему желанию дети могут заниматься сидя, лежа, облокотившись о стену, менять положение тела по своим потребностям. Работоспособность от этого не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Таким образом, учителя-логопеды образовательных учреждений ищут оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится :

1) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях каждый день в старшей и подготовительной группе. Ее отличает «техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. Ее проводит воспитатель.

2) Ритмика, логоритмика - рекомендуется ее применение один раз в неделю во второй половине дня в музыкальном зале, начиная со средней группы. Ритмику проводит музыкальный руководитель совместно с логопедом по программе И. Бурениной.

3) Игровой час (бурящая гимнастика) используется воспитателями в работе с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

4) Динамические паузы (физкультминутки) применяются воспитателями во время занятий 2 – 5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы. Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. Основные задачи физминутки – это:

-снять усталость и напряжение;

-внести эмоциональный заряд;

-совершенствовать общую моторику;

-выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

5) Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно во всех возрастных группах. Игры проводятся инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателем и подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.

6)Пальчиковая гимнастика. Ее необходимо использовать в работе с детьми с младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Она рекомендуется детям с речевыми проблемами, и проводится воспитателем в любой удобный промежуток времени.

7) Дорожки здоровья широко применяются воспитателями и инструкторами по физической культуре на физкультурном занятии для обучения правильной ходьбе, формирования правильной походке. Работа проводится ежедневно после сна всей группой, начиная с младшего возраста.

8) Гимнастика для глаз. Она проворится воспитателем ежедневно по 2 – 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

9) Дыхательная гимнастика проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Широко используется проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

1) Физкультурные занятия, которые проводятся инструктором по физической культуре и воспитателями три раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

2) Утренняя гимнастика проводится ежедневно воспитателями и инструкторами по физической культуре в физкультурном зале, в группе. Комплексы используются во всех возрастных группах и подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

3)Занятия по здоровому образу жизни проводится воспитателями один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы.

4) Точечный массаж проводит медсестра и воспитатели по специальной методике сеансами или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Он показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.

5) ОПФ (общая физическая подготовка)это упражнения сверх программы: упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения. Также проводятся один раз в неделю в физкультурном зале, в подгруппе одаренных детей старшего дошкольного возраста.

6) Физкультурные досуги и праздники – это эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие. Проводится инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Существуют еще коррекционные технологии:

1) ЛФК – сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям. Проводится медсестрой по специальной методике по показаниям отклонений здоровья.

2) Арт-терапия – это оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). Сеансы проводятся воспитателями по 10-13 человек в группе в музыкальном зале, группе в старшем дошкольном возрасте.

3) Сказкотерапия – проводится воспитателем группы два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста.

4) Психогимнастика, различные упражнения для релаксации широко применяется воспитателями и психологами в своей работе по 10-12 человек в группе в музыкальном или физкультурном залах, начиная со средней группы.

5) Артикуляционная гимнастика. Ее цель – фонематическая грамотная речь без движений. Проводят воспитатели группы или логопеды. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляются движения кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

6) Массаж с помощью сухого обтирания проводится воспитателями ежедневно после сна в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы. Необходимо объяснить серьезность процедуры и дать детям элементарные знания, как не нанести вред своему организму.

ВЫВОД:

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Только при скоординированной работе: воспитателя, логопеда, психолога, физкультурного и музыкального работников и родителей, процесс коррекционно-воспитательной работы будет наиболее успешным и принесет хорошие плоды. Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Публикации по теме:

«Помогите ребёнку укрепить здоровье». Консультация для родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. В современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов при организации здоровьесберегающей среды в логопедической группе
Опубликовано: 3 марта 2014 в 17:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие специалистов при организации здоровьесберегающей среды в логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД