Рания Бикбаева
Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе ознакомления детей с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Публикация «Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе ознакомления детей с малой Родиной» размещена в разделах
Исследование в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Таким, образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.
Формирования бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре – основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга».
Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.
Актуальность моего исследования заключается в том, что родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель исследования: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду посредством тесного сотрудничества детского сада и семьи.
Объект исследования: формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе ознакомления детей с малой Родиной.
Задачи исследования:
1. Изучение педагогической литературы по проблеме
2. Определение уровня знаний детей о малой родине
3. Разработка системы работы по взаимодействию с семьями воспитанников
4. Проверка эффективности проводимой работы.
Методы исследования:
1. Выявление уровня знаний детей по результатам мониторинга на начало учебного года, выявление отношения родителей к участию в реализации проекта.
2. Разработка содержания и форм работы детей совместно с родителями.
3. Сравнительный мониторинг по результатам реализации проекта в конце учебного года.
4. Обобщение результатов реализации исследования.
Гипотеза исследования: существенное повышение уровня развития нравственно-патриотических чувств дошкольников через взаимодействие с семьей в организации процесса ознакомления детей с малой Родиной возможно при следующих условиях:
- при проведении системной работы по нравственно-патриотическому воспитанию и ознакомлению с малой Родиной детей в рамках воспитательно-образовательного процесса детского сада;
- при проведении совместных мероприятий с семьями воспитанников по ознакомлению с малой Родиной;
- при проведении консультационной работы с родителями воспитанников по формированию представлений детей о малой Родине.
Мониторинг знаний детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию проводился в сентябре 2014 учебного года. Мониторинг был составлен с учетом требований программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик.
Результаты констатирующего этапа эксперимента: высоким уровнем развития обладали 2 детей (8%, средним уровне развития обладали 10 детей (40%, низким уровнем – 13 детей (52%).
С родителями воспитанников на начало учебного года была проведена анкета «Нравственно-патриотическое воспитание моего ребенка». В результате анкетирования были получены следующие результаты: 65% родителей считали, что нравственно-патриотическое воспитание является важным компонентом воспитания ребенка старшего дошкольного возраста, 55% родителей не могли уделять доставочного внимания данному аспекту воспитания.
В 3 месяцев с детьми (совместно с родителями) проводилась комплексная систематическая работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной. В ходе ее проведения были использованы следующие методы:
- совместные экскурсии по городу;
- составление родословной своей семьи;
- тематические конкурсы;
- организация фотовыставок на определенные темы;
- вечера совместного общения;
- оформление семейных газет;
- развлекательные программы.
Для родителей также проводились различные консультации, давались рекомендации по участию в ознакомлении ребенка с родным городом, историей своей семьи, обычаями и традициями разных национальностей.
С детьми проводились систематические занятия согласно перспективному планированию.
В конце исследования был проведен повторный мониторинг знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию.
В результате были получены следующие данные: высоким уровнем развития обладали 15 детей (60%, средним уровнем – 9 детей (36%, низким уровнем – 1 ребенок (4%). Сравнительный анализ показал, что высокий уровень увеличился с 2 до 15 детей (от 8% до 60%, а низкий уровень сократился с 13 детей до 1 ребенка (от 52% до 4%).
Сравнивая результаты мониторинга можно сделать выводы о том, что представления детей о Родине, о гражданах страны, их правах и обязанностях, о родном городе значительно расширились. Многие дети стали понимать уникальность каждого человека есть еще и обязанности. Важно отметить, что взаимоотношения в коллективе детей улучшились. Многие ребята стали замечать эмоциональные переживания других людей. Все чаще конфликтные ситуации, среди ребят, стали решаться без вмешательства взрослого.
В ходе совместной работы детей и родителей по ознакомлению с малой Родиной развивались и детско-родительские отношения в семьях. Многие родители сблизились со своими детьми, узнали много нового об их интересах, стали больше времени проводить совместно.
Результаты моего исследования в дальнейшем могут быть использованы как теоретическое и практическое руководство в работе детского сада и семьи по развитию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.