Ольга Помогайбо
Взаимодействие с семьей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество семьи и ДОУ является залогом успешного развития детей.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личного развития ребенка.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде работ отечественной педагогической науки, а так же в нормативно-правовых документах:
«Концепция дошкольного воспитания»
Федеральный закон об образовании
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Взаимодействие с семьей в ДОУ» размещена в разделах
Наше дошкольное учреждение проводит планомерную работу с родителями, главными аспектами которой являются:
родители
образовательное учреждение
личное взаимодействие
новые отношения
Цель — СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЯ.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами, как приоритетные задачи:
1. повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
2. приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи;
3. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Взаимодействие с семьей строится в 3 направлениях:
анкетирование, мониторинг
педагогическое просвещение, информирование
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Если рассмотреть этапы взаимодействия с семьями воспитанников, то можно увидеть следующее:
1. В основе — изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность педагогического коллектива.
2. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для родителей информации.
3. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, дошкольного учреждения.
4. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах.
Требования сегодняшнего дня и введения ФГОС ДО предполагает необходимость эффективного взаимодействия образовательной организации не только с ее воспитанниками, но также и с их семьями - родителями, законными представителями.
Сайт ФИРО в предлагаемой форме мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО определяет следующие формы работы с родителями — 22 формы.
Проведя анализ, мы получили следующие результаты:
1. Из 22 предложенных форм в ДОУ используется 19 форм - 80%
2. Абсолютное большинство образовательных организаций использует в своей деятельности от 13 до 25 различных форм взаимодействия с родителями, в среднем, образовательная организация, использует 19.87 форм работы с семьями. (Данные «Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО»)
3. Рейтинг используемых форм работы с родителями:
1. стенды - 15 шт.
2. папки - передвижки (в каждой группе более 5 шт. «Права и обязанности родителей», «Охрана прав ребенка», «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста», «Жестокое обращение с детьми», «Правила безопасного поведения на дороге», «Готовимся к школе», «Народные праздники»)
3. Памятки
4. Родительские собрания
5. Праздники для детей с привлечением родителей (более 10 праздников)
6. Беседы
7. Индивидуальные консультации
8. Приглашение родителей в детский сад для оказания повседневной помощи
9. Посещение семьи воспитанника
10. Детско - взрослые проекты
11. Тематические акции
12. Групповые консультации
13. Тренинги
14. Семинары практикумы
15. Круглый стол
16. Буклеты
17. Дни открытых дверей
18. Работа с предложениями и инициативами родителей («ящик предложений и пожеланий» в группах детского сада)
19. Колонка для родителей на сайте детского сада.
4. Из используемых 19 форм работы с родителями 8 форм являются интерактивными — 50 %, остальные формы работы являются традиционными.
Анкетирование родителей показало, что из разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи, родители отдают предпочтение:
семейные праздники, досуги и развлечения совместно с родителями;
личные беседы с воспитателями;
индивидуальные консультации со специалистами детского сада;
образовательные проекты;
наглядная информация.
Вывод в соответствии с требованиями ФГОС ДО стала задача использовать новые, интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивная форма означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо.
Проведя самоанализ своей педагогической деятельности, педагоги пришли к выводу о необходимости изменения подхода к организации родительских собраний.
Педагогами детского сада были разработаны сценарии родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками.
Формы проведения родительских собраний:
круглый стол;
педагогическая игра;
тематическая встреча;
семинар-практикум;
Методы и приемы интерактивного взаимодействия на родительском собрании:
игровой тренинг;
анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций;
ролевое обыгрывание;
дискуссия;
обсуждение проблемных вопросов, высказываний известных педагогов;
работа в мини-группах.
Проводимые собрания состоят из нескольких блоков:
- первый — знакомство (на первом собрании)
- второй — формирование доверительных отношений
- третий — лекционный или теоретический
- четвертый — практический
- пятый — релаксационный
- шестой — обратная связь (рефлексивный)
Для сбора обратной связи предлагаются следующие вспомогательные техники: «Рондо» - обсуждение по кругу каждым участником собрания, «Аквариум» - обсуждение частью группы, мало участвующей в общей работе или заполнение опросника по завершению работы.
Принципы организации родительских собраний:
принцип активности.
принцип оптимальности.
принцип значимости.
принцип добровольного участия.
принцип результативности.
принцип коллективной творческой деятельности.
принцип усложнения.
В ходе собраний применяется просмотр видеозаписей, демонстрирующих ситуации по обсуждаемой проблеме.
Для осуществления дифференцированного подхода педагогов детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таких как:
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношениям к родителям;
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы;
использование информационно-педагогических материалов, выставок детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности.
Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трехстороннего взаимодействия : ДЕТСКИЙ САД – РЕБЕНОК, РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ – ДЕТСКИЙ САД.
Социально-педагогический проект проводится в 3 этапа.
1этап - подготовительный, включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям – создание альбома, коллажа, газеты, фоторепортажа и др.
2 этап – основной, где участники проекта самостоятельно выполняют задание в домашних условиях.
3 этап – завершающий. Этап предполагает выполнение заданий продуктивного характера – презентация результатов совместной деятельности, итоговое мероприятие, поощрение участников проекта.
Тематическая акция – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания детей дошкольного возраста. Данные акции могут быть как обще садовыми, так и групповыми.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своего ребенка.
Вместе с тем мы отмечаем и проблемы использование интерактивных форм работы, которые заключаются в том, что не каждый воспитатель может в полной мере реализовать интерактивные формы работы с родителями на практике в силу отсутствия или недостаточного развития коммуникативных качеств, толерантности, владения ИКТ. Другими словами, интерактивные формы сотрудничества детского сада и семьи предполагают наличие обученных, компетентных кадров.
Так же перед нами стоит необходимость использование новых форм сотрудничества с родителями — родительские клубы, конференции, мастер-классы, семейные встречи.
Интерактивные методы:
ставят родителей в активную позицию;
повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами;
проясняют родительские ожидания, представления;
позволяют углубить воздействие педагога на родителя.