Ольга Турыгина
Взаимодействие педагога с родителями как важный фактор развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно в свою очередь во многом зависит от согласованности действий семьи ДОУ. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов.
Идея взаимосвязи ДОУ и семьи нашла своё отражение и в ФГОС- сотрудничество организации с семьёй; оказания помощи родителям (Законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Публикация «Взаимодействие педагога с родителями как важный фактор развития ребёнка» размещена в разделах
И поэтому я в своей работе применяю новые формы взаимодействия, не поощрять принятую родителями позицию потребителя образовательных услуг, а вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и помочь стать для ребёнка другом и авторитетным наставником.
Исходя из этого, я сформировала цель своей работы: вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установления доверительных и партнёрских отношений. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
При этом я решила основные задачи:
• повышение педагогической культуры родителей
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
• изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания
Взаимодействие педагога с родителями реализовала посредствам разных форм работы. Можно выделить традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы:
• Коллективные : родительские собрания (знакомство родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ, кратко и доступно раскрыть суть программы по которой работает учреждение); групповые консультации; конференции (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей) часто консультации посвящаются трудностям воспитания детей
• Индивидуальные: консультации, беседы (это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй; цель- обмен мнениями по тому или иному вопросу)
• Наглядные: папки-передвижки, стенды, выставки, ширмы, дни открытых дверей
(они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей)
Нетрадиционные формы работы:
• Информационно-аналитические (выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми). Сюда относятся анкетирование, опросы, тесты, где педагог узнаёт особенности дошкольников, предпочтения ребёнка; «почтовый ящик» - куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
• Познавательные – это ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, формирования у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, групповым консультациям- данные формы использовались и раньше, однако сегодня изменились принципы на основе которых строится общение педагога и родителей. О нетрадиционных формах работы мы можем говорить только в том случаи, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в знаниях. Так же мы проводим с родителями тренинги, практикумы и дискуссии.
• Досуговые – это совместные досуги, праздники, выставки (становление теплых неформальных отношений между родителями и детьми). Это праздники: «Новый год», «Масленица», «Праздники мам и пап», «Мама, папа, я – спортивная семья». На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения.
• Наглядно- информационные формы позволяют родителям правильно оценивать деятельность педагога, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Условно их можно разделить на две подгруппы:
Информационно-ознакомительной (знакомство родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами). Сюда можно отнести «День открытых дверей», когда родители могут увидеть стиль общения педагога с детьми и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.
• Информационно- просветительской (направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников). К ним относятся: стенды, выполненные с применением современных технологий; совместно с родителями оформляются коллажи «Мы за здоровый образ жизни», стенгазеты «Игрушка настоящего и будущего», оформляется библиотека для родителей по основным проблемам семейной педагогики. Специфика этих форм заключается в том, что общение здесь не прямое- опосредованное.
• Ещё одна из форм, проверенная временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так родители разных профессий приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседу, знакомят с особенностями своей профессии. Также родители привлекаются к субботникам, учавствуют в озеленении территории ДОУ, совместно посещают театр и библиотеку. В настоящее время я активно использую метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Совместно выполненное задание укрепит детско - родительские отношения.
В заключении мне хотелось бы сказать, участие родителей в жизни ребенка вне дома и в детском саду помогает им:
• преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• относиться к ребёнку как к равному;
• увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
• понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
• проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
• понять что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
В дальнейшей своей работе я буду продолжать сотрудничать с родителями, потому что психическое развитие ребёнка определяется эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Так как цель у нас стоит,развитие творческой, креативной личности с положительной Я - концепцией, способной реализовать свои способности на благо общества.