Лучший педагог года

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению

Елена Тарасова
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшей задачей системы дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Этот важный процесс осуществляется, в первую очередь, в семье, а также усилиями педагогов детского сада – воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.

В нашем детском саду на протяжении пяти лет реализуется психологическое сопровождение процесса подготовки к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению» размещена в разделах

В рамках сопровождения осуществляется работа педагога-психолога по психологической подготовке выпускников детского сада к школьному обучению, а также взаимодействие с родителями будущих первоклассников.

Одной из основных задач данного взаимодействия является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышения их психолого-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

Рассмотрим систему взаимодействия педагога-психолога с родителями выпускников детского сада 65 по подготовке к школьному обучению.

Непосредственное сотрудничество:

1. Групповая консультация для родителей в начале учебного года. ( Тематика: «Психологическая готовность к обучению в школе»)

с предложением памяток «Составляющие школьной готовности».

Сроки: сентябрь.

2. Диагностика значимости психологического сопровождения

по подготовке к обучению в школе выпускника детского сада (анкетирование родителей).

Большинство родителей придают ведущее значение предшкольной подготовке в детском саду – занятиям с воспитателем и психологом (40%); считают главным занятия с воспитателем 31%; уверены в большей эффективности курсов интенсивной подготовки к школе 15% родителей; отводят ведущую роль совместным занятиям с ребенком дома 14% родителей.

Особое внимание родители уделяют качеству развития познавательной сферы - таких навыков, как чтение, письмо, счет и пр. – 46% родителей; развитию мотивационной сферы ведущую роль отводят 32% родителей, важнейшую роль развития эмоционально-волевой сферы отмечают 22% родителей. Высокую и среднюю значимость психологического сопровождения предполагают 51% и 49% родителей соответственно.

Сроки: сентябрь.

3. Групповая работа с родителями по ознакомлению с результатами диагностики психологической готовности к школьному обучению (I этап) в обобщенной форме, в процентном соотношении.

Анализу подлежали уровни познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной (личностной) готовности. На начало года, по результатам

I этапа диагностики готовности к школе, были получены следующие результаты: готовность к обучению в школе (Г) не показал ни один воспитанник (0%); условную готовность (УГ) продемонстрировали 20 воспитанников подготовительных групп (51%); условную неготовность (УН) показали 15 детей (38%); неготовность обнаружилась у 4 человек (11%). Психологическую готовность (высокий и средний уровни) показали в мотивационной сфере – 56% детей; в познавательной сфере – 41% воспитанников; в эмоционально-волевой сфере – 38% выпускников.

Сроки: ноябрь.

4. Диагностика проблем в развитии разных сфер психологической готовности ребенка к школе (анкетирование родителей).

Сроки: ноябрь.

5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, показавших следующие уровни готовности к школе по итогам I этапа диагностики – «условная готовность» («УГ», «условная неготовность» («УН», «неготовность» («Н») с выдачей рекомендаций по работе над выявленными причинами неготовности.

Сроки: ноябрь-декабрь.

6. Формирование группы детей с разными уровнями психологической готовности к школе для развивающей работы с учетом результатов диагностики и заявок родителей по преодолению трудностей в разных сферах психического развития ребенка и профилактике возможных психологических проблем при поступлении в первый класс.

Сроки: декабрь.

7. Привлечение родителей к процессу реализации цикла непосредственно-образовательной деятельности «В школу с радостью. Родители по желанию посещают проводимую педагогом-психологом непосредственно образовательную деятельность по интересующей тематике относительно сфер психологической готовности. Мамы и папы знакомятся с развивающими упражнениями и играми, проводимыми с детьми, многие родители повторяют их дома с ребенком.

Сроки: декабрь – апрель.

8. Тематические встречи-консультации для родителей «К школе готов. Встречи родителей с педагогами подготовительных групп и педагогом-психологом по заявленным в ходе анкетирования проблемам. За текущий учебный год педагогом-психологом и воспитателями были организованы следующие тематические встречи:

А). Направленные на развитие познавательной готовности к школе :

- «Развиваем память и внимание, учим ребенка мыслить логически».

- «Подготовка руки к письму».

- «А буквы запомнятся сами».

Б). Направленные на развитие мотивационной (личностной) готовности к школе :

- «Развиваем интерес и любознательность».

- «Первый раз в первый класс».

- «В коллективе одноклассников».

- «Учитель и его требования».

В). Направленные на решение проблем в эмоционально-волевой сфере будущего школьника :

- «Темперамент ребенка и подготовка к школе».

- «Детские страхи».

- «Проблема: агрессивный ребенок»

- «Формирование адекватной самооценки ребенка».

- «Воспитываем самоконтроль, развиваем произвольность поведения».

- «Ребенок с недостатком уверенности в себе».

- «Как помочь медлительному ребенку?».

Сроки: декабрь – май.

9. Групповая работа с родителями по ознакомлению с результатами диагностики психологической готовности к школьному обучению (II этап) в обобщенной форме, в процентном соотношении. Анализу подлежал уровень познавательной, мотивационной (личностной) и эмоционально-волевой готовности. На конец года, по результатам II этапа диагностики психологической готовности к школе, были получены следующие результаты: готовность к обучению в школе (Г) показали 20 воспитанников (53%); условная готовность (УГ) выявлена у 16 детей подготовительных групп (41%); условная неготовность (УН) отмечена у 2 воспитанников (4%); неготовность обнаружилась у 1 ребенка (2%). Психологическую готовность (высокий и средний уровни) показали

в мотивационной сфере – 85% детей; в познавательной сфере – 64% воспитанников; в эмоционально-волевой сфере – 54% выпускников.

Положительная динамика психологической готовности к обучению в школе представлена на графике (см. рисунок 1).

Сроки: апрель.

10. Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, имеющих неготовность к школе разного уровня с выдачей практических рекомендаций.

Сроки: май.

Опосредованное сотрудничество:

1. «Уголок педагога-психолога»

(заочное консультирование).

2. «Страничка педагога-психолога»

(заочное консультирование на сайте ДОУ).

3. «Памятки для родителей» (заочное консультирование по проблемам психологической готовности к школе).

На конец учебного года была проведена диагностика эффективности психологического сопровождения по подготовке к школьному обучению (анкетирование родителей).

Результаты анкетирования:

Взаимодействие с педагогом-психологом позволило, по мнению родителей, отработать имеющиеся у ребенка проблемы в сферах: познавательной (54%, личностной (мотивационной) (35%, эмоционально-волевой (47%).

Родители повысили свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания и подготовки ребенка к школе (100%).

• Для 67% результативным стало непосредственное сотрудничество с педагогом-психологом; для 33% достаточно эффективным оказалось опосредованное сотрудничество;

• В непосредственном сотрудничестве 34% родителей на первом месте выделили результат индивидуального консультирования; 32% - групповые тематические встречи-консультации; 29% - реализацию цикла образовательной деятельности «В школу с радостью; групповое консультирование в форме выступлений на родительских собраниях было наиболее полезным для 5% родителей.

• В опосредованном сотрудничестве 54% родителей первое место отвели памяткам, 31% - форме «Страничка педагога-психолога», для 15% родителей эффективной оказалась форма «Уголок педагога-психолога».

• Высокий и средний уровень значимости взаимодействия с педагогом-психологом с целью эффективности предшкольной подготовки ребенка отметили 63% и 37% родителей соответственно.

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников имеет важное значение, поскольку эффективная подготовка к жизни в новой социальной ситуации вчерашнего дошкольника,

в условиях современных требований образования возможна только в том случае, если педагоги действуют в сотрудничестве с самыми близкими и авторитетными людьми для ребенка, способными максимально повлиять на становление и гармоничное развитие личности подрастающего человека.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]/ Г. С. Абрамова. – М. : Деловая книга, 2000. – 264 с.

2. Афонькина Г. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. – М: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291с.

3. Бабаева Т. И. У школьного порога [Текст]/ Т. И. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 13-15.

4. Готовимся к школе : Книга для родителей будущих первоклассников [Текст]/ Под ред. Е. Л. Ерохиной. – М. : Олимп, 1999. – 160 с.

5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития

и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]/ Отв. ред. В. И. Слободчиков. – Томск, 1992. – 160 с.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н. И. Гуткина. – М. : Академический проспект, 2000. – 168 с.

7. Монастырёва Т. А. Школа для дошкольников – за и против [Текст]/ Т. А. Монастырёва // Начальная школа плюс – до и после. – 2004. - № 10. –

С. 32.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению
Опубликовано: 4 августа 2013 в 15:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД