Елена Тарасова
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей системы дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Этот важный процесс осуществляется, в первую очередь, в семье, а также усилиями педагогов детского сада – воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.
В нашем детском саду на протяжении пяти лет реализуется психологическое сопровождение процесса подготовки к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
В рамках сопровождения осуществляется работа педагога-психолога по психологической подготовке выпускников детского сада к школьному обучению, а также взаимодействие с родителями будущих первоклассников.
Одной из основных задач данного взаимодействия является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышения их психолого-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Рассмотрим систему взаимодействия педагога-психолога с родителями выпускников детского сада 65 по подготовке к школьному обучению.
Непосредственное сотрудничество:
1. Групповая консультация для родителей в начале учебного года. ( Тематика: «Психологическая готовность к обучению в школе»)
с предложением памяток «Составляющие школьной готовности».
Сроки: сентябрь.
2. Диагностика значимости психологического сопровождения
по подготовке к обучению в школе выпускника детского сада (анкетирование родителей).
Большинство родителей придают ведущее значение предшкольной подготовке в детском саду – занятиям с воспитателем и психологом (40%); считают главным занятия с воспитателем 31%; уверены в большей эффективности курсов интенсивной подготовки к школе 15% родителей; отводят ведущую роль совместным занятиям с ребенком дома 14% родителей.
Особое внимание родители уделяют качеству развития познавательной сферы - таких навыков, как чтение, письмо, счет и пр. – 46% родителей; развитию мотивационной сферы ведущую роль отводят 32% родителей, важнейшую роль развития эмоционально-волевой сферы отмечают 22% родителей. Высокую и среднюю значимость психологического сопровождения предполагают 51% и 49% родителей соответственно.
Сроки: сентябрь.
3. Групповая работа с родителями по ознакомлению с результатами диагностики психологической готовности к школьному обучению (I этап) в обобщенной форме, в процентном соотношении.
Анализу подлежали уровни познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной (личностной) готовности. На начало года, по результатам
I этапа диагностики готовности к школе, были получены следующие результаты: готовность к обучению в школе (Г) не показал ни один воспитанник (0%); условную готовность (УГ) продемонстрировали 20 воспитанников подготовительных групп (51%); условную неготовность (УН) показали 15 детей (38%); неготовность обнаружилась у 4 человек (11%). Психологическую готовность (высокий и средний уровни) показали в мотивационной сфере – 56% детей; в познавательной сфере – 41% воспитанников; в эмоционально-волевой сфере – 38% выпускников.
Сроки: ноябрь.
4. Диагностика проблем в развитии разных сфер психологической готовности ребенка к школе (анкетирование родителей).
Сроки: ноябрь.
5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, показавших следующие уровни готовности к школе по итогам I этапа диагностики – «условная готовность» («УГ», «условная неготовность» («УН», «неготовность» («Н») с выдачей рекомендаций по работе над выявленными причинами неготовности.
Сроки: ноябрь-декабрь.
6. Формирование группы детей с разными уровнями психологической готовности к школе для развивающей работы с учетом результатов диагностики и заявок родителей по преодолению трудностей в разных сферах психического развития ребенка и профилактике возможных психологических проблем при поступлении в первый класс.
Сроки: декабрь.
7. Привлечение родителей к процессу реализации цикла непосредственно-образовательной деятельности «В школу с радостью!». Родители по желанию посещают проводимую педагогом-психологом непосредственно образовательную деятельность по интересующей тематике относительно сфер психологической готовности. Мамы и папы знакомятся с развивающими упражнениями и играми, проводимыми с детьми, многие родители повторяют их дома с ребенком.
Сроки: декабрь – апрель.
8. Тематические встречи-консультации для родителей «К школе готов!». Встречи родителей с педагогами подготовительных групп и педагогом-психологом по заявленным в ходе анкетирования проблемам. За текущий учебный год педагогом-психологом и воспитателями были организованы следующие тематические встречи:
А). Направленные на развитие познавательной готовности к школе :
- «Развиваем память и внимание, учим ребенка мыслить логически».
- «Подготовка руки к письму».
- «А буквы запомнятся сами».
Б). Направленные на развитие мотивационной (личностной) готовности к школе :
- «Развиваем интерес и любознательность».
- «Первый раз в первый класс».
- «В коллективе одноклассников».
- «Учитель и его требования».
В). Направленные на решение проблем в эмоционально-волевой сфере будущего школьника :
- «Темперамент ребенка и подготовка к школе».
- «Детские страхи».
- «Проблема: агрессивный ребенок»
- «Формирование адекватной самооценки ребенка».
- «Воспитываем самоконтроль, развиваем произвольность поведения».
- «Ребенок с недостатком уверенности в себе».
- «Как помочь медлительному ребенку?».
Сроки: декабрь – май.
9. Групповая работа с родителями по ознакомлению с результатами диагностики психологической готовности к школьному обучению (II этап) в обобщенной форме, в процентном соотношении. Анализу подлежал уровень познавательной, мотивационной (личностной) и эмоционально-волевой готовности. На конец года, по результатам II этапа диагностики психологической готовности к школе, были получены следующие результаты: готовность к обучению в школе (Г) показали 20 воспитанников (53%); условная готовность (УГ) выявлена у 16 детей подготовительных групп (41%); условная неготовность (УН) отмечена у 2 воспитанников (4%); неготовность обнаружилась у 1 ребенка (2%). Психологическую готовность (высокий и средний уровни) показали
в мотивационной сфере – 85% детей; в познавательной сфере – 64% воспитанников; в эмоционально-волевой сфере – 54% выпускников.
Положительная динамика психологической готовности к обучению в школе представлена на графике (см. рисунок 1).
Сроки: апрель.
10. Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, имеющих неготовность к школе разного уровня с выдачей практических рекомендаций.
Сроки: май.
Опосредованное сотрудничество:
1. «Уголок педагога-психолога»
(заочное консультирование).
2. «Страничка педагога-психолога»
(заочное консультирование на сайте ДОУ).
3. «Памятки для родителей» (заочное консультирование по проблемам психологической готовности к школе).
На конец учебного года была проведена диагностика эффективности психологического сопровождения по подготовке к школьному обучению (анкетирование родителей).
Результаты анкетирования:
• Взаимодействие с педагогом-психологом позволило, по мнению родителей, отработать имеющиеся у ребенка проблемы в сферах: познавательной (54%, личностной (мотивационной) (35%, эмоционально-волевой (47%).
• Родители повысили свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания и подготовки ребенка к школе (100%).
• Для 67% результативным стало непосредственное сотрудничество с педагогом-психологом; для 33% достаточно эффективным оказалось опосредованное сотрудничество;
• В непосредственном сотрудничестве 34% родителей на первом месте выделили результат индивидуального консультирования; 32% - групповые тематические встречи-консультации; 29% - реализацию цикла образовательной деятельности «В школу с радостью!»; групповое консультирование в форме выступлений на родительских собраниях было наиболее полезным для 5% родителей.
• В опосредованном сотрудничестве 54% родителей первое место отвели памяткам, 31% - форме «Страничка педагога-психолога», для 15% родителей эффективной оказалась форма «Уголок педагога-психолога».
• Высокий и средний уровень значимости взаимодействия с педагогом-психологом с целью эффективности предшкольной подготовки ребенка отметили 63% и 37% родителей соответственно.
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников имеет важное значение, поскольку эффективная подготовка к жизни в новой социальной ситуации вчерашнего дошкольника,
в условиях современных требований образования возможна только в том случае, если педагоги действуют в сотрудничестве с самыми близкими и авторитетными людьми для ребенка, способными максимально повлиять на становление и гармоничное развитие личности подрастающего человека.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]/ Г. С. Абрамова. – М. : Деловая книга, 2000. – 264 с.
2. Афонькина Г. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. – М: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291с.
3. Бабаева Т. И. У школьного порога [Текст]/ Т. И. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 13-15.
4. Готовимся к школе : Книга для родителей будущих первоклассников [Текст]/ Под ред. Е. Л. Ерохиной. – М. : Олимп, 1999. – 160 с.
5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития
и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]/ Отв. ред. В. И. Слободчиков. – Томск, 1992. – 160 с.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н. И. Гуткина. – М. : Академический проспект, 2000. – 168 с.
7. Монастырёва Т. А. Школа для дошкольников – за и против [Текст]/ Т. А. Монастырёва // Начальная школа плюс – до и после. – 2004. - № 10. –
С. 32.