Мария Тарасова
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя
в условиях внедрения ФГОС.
Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по воспитанию музыкально-эстетическому.
Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Н. А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя, как совместное с музыкальным руководителем планирование музыкальных занятий, открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением, индивидуальные и групповые консультации и практические занятия музыкального руководителя с воспитателями, обучение воспитателя методике пользования техническими средствами, детскими музыкальными инструментами.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1. Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. - Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом.
Но проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую так же ведет и воспитатель.
То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.
В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т. е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.
Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:
- не владеет специальными исполнительскими умениями;
- практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;
- плохо ориентируется в мире музыкального искусства.
Воспитатель несёт ответственность за постановку музыкального воспитания в своей группе, так же как и музыкальный руководитель.
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, до занятия должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.
Воспитатель не только помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Но функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит ха правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.
В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.
В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.
Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. д.
Воспитатель должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания аудиокассет (магнитофон, музыкальный центр, или проигрыватель с грампластинками. Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги должны соответствовать возрасту детей и хорошо иллюстрированы.
В-третьих, в музыкальной зоне могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвящённые песням из детских мульт- и художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма или песни, сообщается текст и даётся музыкальная иллюстрация. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают на музыкальных занятиях.
Поскольку музыкально-развивающая среда постоянно обновляется (1-2 раза в месяц, то здесь уместно воспитателю проводить с воспитанниками беседу на тему: «Что нового у нас появилось в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах или движение под музыку). Если у детей возник интерес к музыкальным инструментам, педагог может предложить сопровождать ритмичной игрой на деревянных палочках, ложках, маракасах, треугольниках и других простых инструментах, какое-либо известное им произведение в магнитофонной записи.
Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще нужен ему инструмент. Одновременно существует связь и иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка (безотносительно к его возрасту, чем ниже общий уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение. Логика применения и использования инструментария в детской музыкальной педагогике подчиняется закономерностям развития музыкальности детей.
На начальном этапе формирования музыкальных способностей ритм выступает как фундаментальная основа, и первыми инструментами детей становятся шумовые во всём богатстве и многообразии.
Можно так же музыкальные инструменты сделать своими руками во время ИЗО деятельности или конструирования. Таким же образом можно создавать с детьми декорации к праздникам, атрибуты для танцев и музыкальных театрализаций. Интегрированная деятельность в ДОУ обогащает детский жизненный опыт.
Особое внимание следует обратить на наличие в музыкальной зоне музыкально-дидактических игр и пособий, которые помогают педагогу формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересны, привлекательны, красочно оформлены. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Для детей младшего дошкольного возраста предусмотрены следующие музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Курица и цыплята», «Угадай-ка», «Кто в домике живёт?», «Найди игрушку», «В лесу», «Кто как идёт?»,»Громко-тихо», «Угадай, на чём играю?», «Узнай свой инструмент», «Зайцы», «Колпачки» и другие.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие музыкально-дидактические игры: «Что делают дети?», «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Слушаем внимательно», «Колобок», «Музыкальный телефон», «Музыкальная шкатулка», «Музыкальный магазин» и другие.
Говоря о музыкально-развивающей среде, нельзя не коснуться музыкально-театрализованной деятельности, которая не только обеспечивает совместную деятельность детей, но и является основой для самостоятельного творчества каждого ребёнка.
Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру.
С этой целью в группе оборудуется мини-сцена, используются разные виды кукольного театра, разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряжения.
Театрально-игровая деятельность организовывается уже начиная с младшей группы (знакомство с кукловождением настольного театра; игры-спектакли с разыгрыванием народных песенок, потешек; игры-драматизации).
В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей. Ребёнок старшего дошкольного возраста имеет возможность рассматривать иллюстрации, собирать различные коллекции: открытки, фотографии музыкальных инструментов, певцов, композиторов. Здесь очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к этим коллекциям и рассматривали их вместе с детьми.
Следует добавить, что при проектировании музыкально-образовательной среды, обеспечивающей развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих способностей, следует учитывать:
индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, потребности, предпочтения тем или иным видам музыкальной деятельности;
любознательность, исследовательский интерес, музыкальные и творческие способности;
возрастные и гендерные особенности.
Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как ребята воспринимают то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца.
2. Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями:
• Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
• Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
• индивидуальной работы с детьми,
• музыкально-воспитательная работа в группах,
• используемый на занятиях музыкальный репертуар,
• вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
• должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей.
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия.
Консультации
Родительские собрания.
Семинары-практикумы. «Домашний оркестр», «Кукольный театр в семье» и другие;
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
«Уголок для родителей»
Советы для умных и заботливых родителей.
Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между педагогами ДОУ и музыкальным руководителем, между семьей и ДОУ в решении задач музыкального образования и воспитания детей!
Подводя итог, следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса.