Кафидов Алексей
Выявление способностей у детей дошкольного возраста к занятиям в определенных видах спорта посредством спортивных игр
▼ Скачать +Заказ
Инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
г. о. Саранск
Кафидов Алексей Владимирович
Актуальность проблемы
Вопросы совершенствования системы ранней спортивной ориентации, выявления способностей к занятиям в определенных видах спорта у детей на основе комплексной оценки наиболее информативных показателей, прогнозирующих спортивные результаты в различных видах спорта, в настоящий момент привлекают пристальное внимание со стороны специалистов различного профиля. Особенно актуальным стал вопрос о своевременном выявлении спортивных способностей у детей дошкольного возраста, так как рациональная система ранней ориентации позволяет создать благоприятные предпосылки для полного раскрытия потенциальных возможностей детей и их совершенствования[9, с. 23]. Вместе с тем, современные ведущие специалисты считают, что существующая практика отбора и ориентации в спорте пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям [27, с. 3; 28, с. 18]. Проблема спортивной ориентации и отбора еще до конца не решена, сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и требует дальнейшего осмысления учеными и практиками. Ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой.
Публикация «Выявление способностей у детей дошкольного возраста к занятиям в определенных видах спорта посредством спортивных игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Физическое воспитание является важным и необходимых условием правильного развития детей. Успешное овладение элементами спортивных игр – одно из главных путей формирования двигательных способностей. Спортивные игры способствуют совершенствованию работы главных физиологических систем организма – нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально – волевых качеств. На занятиях по физическому развитию активно используются спортивные играм и упражнения, которые способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у детей вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон. Обучении спортивным играм в детском саду крайне необходимо, ведь интерес и занятия определенными видами спорта у детей дошкольного возраста зарождается именно благодаря им.
Спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и
физических качеств. Среди основных видов движений следует выделить бег (футбол, прыжки (волейбол, баскетбол, метание, броски (баскетбол). Среди физических качеств – быстрота (футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон, ловкость (городки, бадминтон, баскетбол, выносливость (футбол, хоккей, сила (хоккей, гибкость (настольный теннис, бадминтон, сила (борьба, каратэ и т. д.).
В спортивных играх у ребёнка повышается умственная активность, развивается ориентировка в пространстве, сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, ответственность, решительность; обогащается сенсомоторный опыт. В играх у детей развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива). Особенно это благотворно воздействует на неконтактных детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью, снимается психологический барьер, расширяется общий кругозор (играя ту или иную роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность, культура поведения (игра учит дружить, помогать, сопереживать друг другу).
В детском саду используют такие спортивные игры, как бадминтон, городки, а также элементы тенниса, баскетбола, волейбола, футбола, хоккея. Эти игры способствуют повышению уровня физической подготовленности детей и развитию у них физических качеств (ловкости, быстроты, глазомера). Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом, а так же способствует выявлению способностей у детей дошкольного возраста к занятиям в определенных видах спорта.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Е. Н. Вавилова, 1981; В. Г. Гришин, 1982; Т. И. Дмитренко, 1973; Л. В. Карманова,1980; Т. И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. К сожалению, данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к разным видам спорта, а также потребность к самостоятельным спортивным занятиям.
Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры : с элементами волейбола: «Полет мяча», «Быстрые передачи», «Передачи капитану», игры с элементами баскетбола: «Сделай фигуру», «10 передач», «За мячом», с элементами футбола: «Ловкие ребята, «Обведи точно», «Быстрый пас», с элементами настольного тенниса и бадминтона: «Не урони», «Перебрось, поймай», «Волан на встречу», с элементами хоккея «Защита крепости», «Не выпусти шайбу из круга» и т. д.
Таким образом, спортивные игры, а так же диагностика на выявление ранней предрасположенности к занятиям в определенных видах спорта у детей дошкольного возраста, позволяют определить у детей развитие физических способностей в определенных направлениях. В дальнейшем это очень помогает как детям, так и родителям, в выборе спортивной секции для ребенка. Ведь именно верный выбор вида спорта может взрастить новые победы, в лице еще совсем юных дошкольников.
Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что в нем представлена методика, направленная на формирование двигательных умений и навыков посредством различных спортивных игр.
Дети развивают силу, ловкость, выносливость, заинтересованность в спорте, как необходимой части жизни. Обеспечивается качественно новый подход к работе по выявление и развитие у ребенка способностей к определенному виду спорта посредством спортивных игр.
Проблема
Проблема ранней спортивной ориентации всегда рассматривалась совместно со спортивным отбором, причем спортивный отбор превалировал, а спортивная ориентация рассматривалась как один из его этапов [26, с. 3].
Вопросы совершенствования системы ранней спортивной ориентации, раннего выявления способностей к занятиям в определенных видах спорта у детей дошкольного возраста на основе комплексной оценки наиболее информативных показателей, прогнозирующих спортивные результаты в различных видах спорта, в настоящий момент привлекают пристальное внимание со стороны специалистов различного профиля. Спортивные игры в дошкольном учреждении помогают в решении данного вопроса.
Гипотеза
При условии планомерного, систематического использования игровой деятельности с целью решения задач физического воспитания, у детей дошкольного возраста будет обеспечено развитие способностей в определенных видах спорта, познавательных интересов касающихся спортивной ориентации, знаний и элементарных практических умений в определенных видах спорта.
Цель: Развитие способностей у детей дошкольного возраста к занятиям в определенных видах спорта посредством спортивных игр.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами физического воспитания:
• Принцип индивидуализации – предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.
• Принцип всестороннего и гармонического развития личности – он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
• Принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка. Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния жизни.
• Принцип проблемности, когда ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности;
• Принцип мотивированности, где знания носят личностный характер;
• Принцип интегрированности, который связывает между собой все разделы программы;
• Принцип индивидуальности, который способствует развитию личностных качеств ребенка;
• Принцип психологической комфортности, позволяющий создать для дошкольника спокойную атмосферу.
Чтобы реализовать эти принципы, мной были выделены основные задачи:
1. Расширить и углубить представления детей о видах спорта;
2. Выявлять и развивать способности детей в определенных видах спорта;
3. Повышать интерес и работоспособность детей на занятиях по физическому воспитанию.
4. Формировать интерес и заинтересованность у детей в определенных видах спорта в сотрудничестве с семьей.
В своей работе я использовал следующие развивающие методы:
• словесный – беседы, рассказ педагога, объяснение, загадывание загадок, диалог;
• игровой: подвижные спортивные игры и игровые упражнения.
• наглядный – рассматривание картин, просмотр фрагментов фильмов, видеозаписи соревнований, показ способа действий.
Для решения поставленных задач, мной была изучена и проанализировала методическая литература, затем была разработана рабочая программа, диагностические методики; педагогические приемы, подобрана картотека спортивных игр, способствующих оптимизации двигательной активности детей, а так же, углубленному изучению различных видов спорта.
Занятия с детьми с использованием спортивных игр, целесообразно начинать с теоретической подготовки, в которой дается информация на доступном для дошкольников уровне, например: история возникновения игр; национальные игры с элементами спорта; достижения и успехи России в данной области спорта; достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта; беседы с дошкольниками о выдающихся спортсменах; показ фотографий, слайдов, видеофильмов, чтение книг на тему «Спортивные игры» с последующим их обсуждением.
Мы знакомимся с различными видами спорта, спортсменами, которые ими занимаются, изучаем спортивные игры, используя те или иные виды элементов игр (баскетбол, футбол, волейбол и многие другие).
Например, знакомя детей с футболом, я организую просмотр фрагментов игр, рассказываю о правилах игры, спортивной атрибутике и т. д.
Я включаю в утреннюю гимнастику и общеразвивающие упражнения на занятиях комплексы с мячом, провожу подвижные игры «Мой веселый быстрый мяч», «Ловкие ребята, «Обведи точно», «Быстрый пас» и другие.
Провожу тематические занятия «Укротители мячей», «Школа мяча», «Мы-футболисты».
Элементы спортивных игр подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. Я использую некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих разученных детьми элементов, в дальнейшем организую спортивные игры и соревнования, которые проводятся по упрощенным правилам.
Значение обучения элементам спортивных игр состоит в том, что спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность к самостоятельным занятиям, удовлетворяют биологическую потребность в движениях, воспитывает любовь к спорту.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь, если в совместную деятельность по развитию способностей в определенных видах спорта у дошкольников включатся и родители воспитанников, поскольку только совместными усилиями можно решить главную задачу – выявление и развитие способностей в определенных видах спорта у детей.
В свое работе я использовал как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания, буклеты, памятки, так и нетрадиционные, такие, как папки – передвижки, в которых давал родителям практические советы по развитию способностей и задатков будущих спортсменов.
Я выступал на родительских собраниях в группах старшего дошкольного возраста с такими сообщениями, как «Прививаем интерес к физической культуре и спорту, «Важность занятий спортом», проводил консультации – «Физическая культура и спорт для детей дошкольного возраста», «Воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни у детей дошкольников», «Дружно, весело играя, мы здоровье прибавляем», беседы - «Спорт – это здоровье», «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре», подготовил памятки – «Формирование основ здорового образа жизни у детей», «Выбираем вид спорта» и др.
Также, был определен уровень физической подготовленности ребенка, имеющихся у него знаний, умений, навыков и способностей в определенных видах спорта, с помощью диагностики. Был проведен круглый стол для родителей на тему «Как выбрать вид спорта», на котором были представлены результаты проведенной диагностики, а так же спортивные игры, показывающие принадлежность определенному виду спорта, и как играя в эти игры, а так же укрепляя знания о видах спорта мы достигаем развития способностей в той или иной спортивной профессии. В дальнейшем я предложил анкетирование родителям «Какой вид спорта подходит моему ребенку больше всего?», в ходе которого выяснилось, что родители действительно задумываются над проблемами физического воспитания своего ребенка и заинтересованы в правильности выбора спорта для своих детей. Несомненно, успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей.
Подбирая материал, для исследования способностей в определенных видах спорта у детей дошкольного возраста, я использую индивидуальный подход, присматриваюсь к особенностям характера каждого ребенка, к его желанию, интересу, проявлению лидерских качеств, как он себя ведет в командных играх, только исходя из этого я могу попытаться помочь родителям с выбором направления физического воспитания ребенка.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е. От рождения до школы: программа / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Наука, 2017 г.
2. Волошина Л. Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л. Н. Волошина, Е. В. Гавришина, Н. М. Елецкая, Т. В. Курилова. – Волглград: Учитель 2013 г.
3. Подольская Е. И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников. / Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель. 2011г.
4. Шебеко В. Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду / Пособия для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Изд-во Института Психотерапии. 2003г.