Снежана Понкратьева
Встречи в гостиной как одна из форм психологического просвещения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«ВСТРЕЧИ В ГОСТИНОЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Понкратьева С. Б.
МБ ДОУ «Детский сад №16» г. Новокузнецк
Актуальность психологического просвещения родителей повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Федеральной программе развития образования.
Публикация «Встречи в гостиной как одна из форм психологического просвещения родителей» размещена в разделах
«На сегодняшний момент именно это направление деятельности должно стать приоритетным, а психологическое сопровождение образовательной программы будет способствовать освоению ее содержания дошкольниками и достижению ими итоговых результатов - интегративных качеств» [1;8].
Просвещение родителей и педагогов осуществляется в основном во время кон-сультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком. А психопрофилактическая работа часто огра-ничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обуче-нию. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания педагога-психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - со-действие созданию «условий для полноценного развития ребенка на каждом возраст-ном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и ин-теллекта». [2;6] Данное положение в определенной степени меняет приоритеты в направлениях работы педагога-психолога. Именно сохранение психологического здо-ровья оказывается в центре деятельности психолога ДОУ. Эта цель может быть достиг-нута при условии решения психологом довольно большого круга задач, и в частности, «построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полно-ценного развития каждого ребенка» (ФГТ,п. 6.6)
Необходимость психологического просвещения родителей вытекает из многих естественных причин:
1. Очевидная тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и влияние домочад-цев на его поведение в ДОУ.
2. Неизбежность координации усилий родителей и педагогов при оказании по-мощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в ДОУ для его общего развития с одной стороны и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка с другой.
Именно в приобретении родителями конструктивного подхода к проблемам ре-бенка состоит профессиональная помощь педагога-психолога.
Новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, кото-рые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто бо-лее эффективной, чем индивидуальное консультирование.
Одна из форм работы с родителями – «Встречи в гостиной». На них разные спе-циалисты предлагают детям и взрослым занятия, задания, беседы на интересные для участников темы, коммуникативные и развивающие игры с использованием музыки, драматизации, творческой деятельности. Совместные игры помогают лучше узнать своего ребенка и поддержать его в творческом развитии. Педагог-психолог детского сада помогает родителям поиграть со своим малышом в группе, наладить с ним эмоци-ональный контакт, а заодно и обсудить проблемы в поведении и пути их решения вме-сте с другими родителями и педагогами.
Акцент на этих встречах должен быть сделан на познание взрослыми особенно-стей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии за-дач и стилей воспитания, собственной родительской позиции.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы ре-шить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взгля-нуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспи-тания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.
«Гостиная» организуется один раз в неделю в вечернее время, продолжитель-ность - до 1 часа. Проводит встречу педагог-психолог - один или в паре со специали-стом детского сада. Для ведущего цель «гостиной» - поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-либо вместе, переживать новое сообща, открывать внутренний мир другого человека. Для родителей цель таких встреч - рас-ширение возможностей понимания своего ребенка; улучшение рефлексии своих взаи-моотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Часть занятий посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым нахо-дятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и для ребенка:
• Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает роди-телей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?»
• Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию те-лесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
• Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
• Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнасти-ческие упражнения, игровые задания).
• Метод визуализации для взрослых.
• Ведение дневников родителями.
Опыт проведения таких встреч показывает, что эффективность участия во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. В результате такой работы мы стремимся, чтобы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому избегаем давать готовые «рецепты» и ориентируем родителей не на советы и рекомендации, а на активность и самостоятельный поиск.
Работа в родительских группах подтверждает мнение большинства профессиона-лов, что люди могут меняться, если они попадают в развивающую среду, получают возможность честного и открытого общения, могут обсуждать различные проблемы в атмосфере доверия и понимания.
Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимания в семье, изживание негативных паттернов в общении с малышом, которые и являются причиной отклонений в его эмоциональных реакциях и поведении.
А также изменение взгляда родителей на своего ребенка на более позитивный, понимание и принятие его индивидуальности, осознание вреда и пользы своих воспи-тательных воздействий.
Литература
1. Бурлакова, И. А., Ягловская, Е. К. Психологическое сопровождение образова-тельной программы ДОУ [Текст] / И. А. Бурлакова, Е. К. Ягловская// Справочник педа-гога-психолога. Детский сад. - 2011.- №2.- С. 5-9.
2. Бурлакова, И. А. Федеральные государственные требования к психолого-педагогическому обеспечению [Текст] /И. А. Бурлакова//Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2012.- №2.- С. 4-10.
3. Лопатина, О. Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилак-тике нарушений эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / О. Г. Лопатина// Спра-вочник педагога-психолога. Детский сад. - 2012.- №4.- С. 65-79.