Евгения Логачёва
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию «Все работы хороши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
по речевому развитию
Цели: формировать представление детей о Земле, о своей стране и жизни людей на Земле; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа; расширить представления о профессиях людей города и села, их названиях и роде деятельности; воспитывать в детях уважение к труду; обобщить представления детей о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями; воспитывать интерес к фольклору; развивать речь; активизировать словарь детей словами: «Земля», «Россия», «Русь», «профессия», «оружейная», «кузнецкая», «косарь», «жнец», «земледелец», «ремесло».
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию „Все работы хороши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: иллюстрации современных профессий; иллюстрации старинных ремесел (оружейник, стрелец, жнец, мельник, косарь, садовник, пахарь, кузнец и т. д.); предметы народно-прикладного искусства (глиняные игрушки, вышивка); клей, кисточки для клея, цветные лоскутки; рисунки косы, серпа, плуга, комбайна.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но прежде чем мы отправимся в путешествие,
давайте вспомним наше правило.
Дети.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель. Ребята, мы свами живем в красивой, богатой области. Как она называется? (Ответы детей.) Где находится наш город Старый Оскол? Как называется наша страна?
Де т и. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Правильно, Россия — большая страна, но в старину ее называли Русь. Помните, когда мы рассматривали с вами глобус, а глобус — это макет Земли, то мы видели на нем много стран? Кроме России есть и другие страны, в них живут разные люди, но мы все живем на одной планете Земля. Вот и получается, что Земля — наш общий дом. И этот дом нам очень удобен, потому что в нем есть все, что необходимо для жизни. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.
(дети читают стихотворение «Планета Земля».)
Дети.
Планета Земля — родимый наш дом,
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее заселяют зверье и народы.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Давайте же Землю нашу любить!
(Дети исполняют песню «С нами друг», муз. Т. Струве,сл. Н. Соловьевой.)
Воспитатель. Я вам хочу сказать, что ни за какие сокровища вы не сможете купить ни ласковых лучей солнца ни пения птиц, ни чистого воздуха. Кто же делает нашу страну богатой и красивой?
Д е т и. Люди.
Воспитатель. Платить за все, что нас окружает, мы должны любовью, добром и трудом. Ребята, а что такое труд?
Д е т и. Это когда много работают, трудятся.
Воспитатель. А какую работу могут выполнять дети?
Дети. Поливать цветы, мыть посуду, пылесосить, вытирать пыль.
Воспитатель. Очень хорошо, я вижу, что вы помощники своим родителям. А давайте вспомним, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей)
Дети. Мой папа милиционер, мой папа работает плотником, моя мама медицинская сестра.
(Дети читают стихотворение «Я буду архитектором)
Хочу быть инженером,
И милиционером,
Пожарным, и директором!
Но буду архитектором.
Хочу построить круглые
Квартиры и дома.
Для взрослых непривычные,
А для ребят отличные:
С качелями под елями,
На крышах с каруселями,
Новые, веселые, круглые дома.
Л. Николаенко
Воспитатель. Ребята, какие профессии были названы в стихотворении? (Ответы детей.)
Воспитатель. А ведь, правда, было бы здорово, если бы в каждом дворе были красивые карусели? Хотите покататься? Тогда я вам предлагаю поиграть в игру.
Проводится русская народная игра «Карусель». Дети образуют круг, держась за ленточки правой рукой. Идут по кругу сначала медленно, затем быстрее и переходят на бег. Движения выполняют соответственно тексту
Дети.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
После того как дети пробегут 2 — 3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом, перехватив ленточку другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег.
Дети.
Тише, тише — не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Движение карусели постепенно замедляется. На слова «Вот и кончилась игра» дети останавливаются, отпускают ленточки и расходятся. Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель (испуганно смотрит вниз на мешок). Ой, что это? Ой, кто это? (Вытаскивает игрушку — домовенка Кузю.) Ах это ты, Кузя! Напугал ты меня. Что случилось? Ребята, Кузя мне шепнул на ухо, что хочет нам что-то сообщить. Послушаем его? Только у него просьба. У нас много гостей, и он стесняется, поэтому за него буду говорить я. Хорошо? (Обращается к Кузе.) Что ты хотел сказать?
Кузя. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой?
Воспитатель. Кузя, ты что? Я воспитательница. Что? Кузя нам сейчас рассказал считалку, которой его научил дед Нафаня. В нее играли ваши бабушки и дедушки и даже прабабушки, когда были детьми. Ребята, Кузя нам сейчас назвал профессии, которые существовали в давние времена. А теперь посмотрите на магнитную доску, и ты, Кузя, тоже.
(На доске размещены картины с изображением царя, оружейника, стрелка, или стрельца, мельника, лекаря)
Воспитатель. В старину профессий было мало, и все они могли поместиться на одном крыльце, вместе с царем (показывает портрет царя). Царь был самым главным человеком в государстве. На Руси первый царь появился шестьсот лет назад. С тех давних времен сохранились старинные книги и письма, в которых назывались такие профессии, как мельник, оружейник, стрелок, лекарь. А людей с такими профессиями, как врач, аптекарь, инженер, царь Иван Грозный приглашал из Англии. Как назывались профессии на Руси? (Ответы детей; Кузя соглашается с детьми.)
Ремесел очень много
На земле на русской есть,
И всех ремесел нам
Сейчас не перечесть!
В старину люди гордились своим мастерством. Мастера, где жили, там и работали, поэтому улицы называли в старину по занятиям мастеров. Оружейник — улица Оружейная; садовник — улица Садовая; кузнец — улица Кузнецкая. А вы знаете, кто такие кузнецы? Ты, Кузя, наверное, тоже знаешь?
Дети. Кузнецы работают с железом, делают гвозди, подковы для лошадей.
Воспитатель. Правильно, но кузнецов еще называли кашниками, потому что за работу плату не брали, а их кормили кашей. (Обращается к Кузе.) Что, Кузя? Кузя предлагает нам поиграть.
(Проводится игра «Кузнец». Дети выходят в круг и с помощью считалки выбирают водящего — «кузнеца». Считалка:
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в палочки играет.
Остальные — «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
Кузнец отвечает:
Отчего ж не подковать?
Вот — гвоздь, вот — подкова!
Раз, два — и готово. '
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, «кузнец» их ловит.) (Затем проводится игра «Иван-косарь и звери».)
Дети.
Иван с косой, не ходи босой,
А обутый ходи, себе лапти сплети.
Если будешь ты обут, волки, лисы не найдут!
Не найдет тебя медведь, выходи, тебе гореть!
( Дети в кругу одеты в шапочки зверей: волка, лисы, медведя, зайца и т. д.)
Дети. Иван-косарь, что ты делаешь?
Иван. Траву кошу.
Дети. А зачем трава?
Иван. Коров кормить.
Дети. А зачем коровы?
Иван. Молочко доить.
Дети. А зачем молочко?
Иван. Сырцы лепить.
Дети. А зачем сырцы?
Иван. Охотников кормить.
Дети. А зачем охотники?
Иван. В лесу зверей ловить.
(Как только произнесены последние слова, «звери» разбегаются кто куда, а Иван-косарь бежит их искать и ловить. Как только он поймает кого-нибудь, то должен отгадать, какой это зверь. Если отгадает, то пойманный выбывает из игры, а водящий ищет остальных спрятавшихся игроков. Иван-косарь может помочь себе наводящими вопросами к пойманному «зверю».)
Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, направленная сзади за пояс. В центре круга столп ловишка. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — лови!> дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» все строятся - в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется с новым водящим.
Воспитатель. Ай да молодцы-удальцы! Ребята, так как наши предки жили на земле, в русских селениях, деревнях, то свой дом они ощущали частицей природы и по натуре были хлеборобами, косарями, жнецами. (Дети повторяют) А давайте мы попробуем отгадать загадки, в отгадках которых узнаем орудия труда, которые использовались земледельцами в работе. На каждую загадку воспитатель показывает картинку-отгадку.
Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос
Увезли зеленый воз.
(Коса)
Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал,
Домой прибежал -
Всю зиму пролежал.
(Серп)
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Зеркалом сверкает.
(Плуг)
Воспитатель. (обращается к Кузе). Правда, наши ребята молодцы? А сейчас мы познакомимся с одним из самых древних на Руси художественных ремесел: вышивальщицы-рукодельницы. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. Самые лучшие свои наряды деревенские жители надевали на покос, на жатву и, конечно, на свадьбу. (Воспитатель показывает детям образцы вышитых изделий.)
Воспитатель. Мы в гостях у мастериц-рукодельниц.
Все умеют мастерицы:
Шить, вязать и песни петь.
Строчка за строчкой
Все лоскуточки в цепочки.
Ловкие руки сбирают,
А потом сшивают,
Одеяло получают.
Одеяло не простое,
Одеяло лоскутное.
Дети выполняют коллективную работу «Лоскутное одеяло».)
Воспитатель. Ребята, работа у нас творческая. Мы с вами сейчас будем мастерить лоскутное одеяло для наших кукол. (Обращает внимание детей на стол) Посмотрите, как много у нас заготовлено разноцветных лоскутков ткани. Скажите, какой они формы? (Ответы детей.) Вам их надо разложить так, чтобы эти цветные квадратики соединялись ровно уголками и сторонами. Ваше одеяло тогда получится ровным, ярким, красивым. Для работы вам понадобятся клей, кисточки и салфеточки. Задание понятно? Тогда, мои мастерицы - рукодельницы, приступайте к работе (По окончании работы воспитатель показывает всем, что получилось, и благодарит детей за хорошо выполненную работу.)
Воспитатель.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Кузя (из-за ширмы). Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда.
(Воспитатель подводит детей к расписным игрушкам, расположенным за ширмой)
Воспитатель. Дети, мы пришли на ярмарку. Вспомните, что такое ярмарка?
Дети. Ярмарка — это праздник, там люди веселятся; на ярмарке продают разные товары, игрушки; на ярмарке поют, играют на разных музыкальных инструментах.
Воспитатель. Действительно, вы ведь знаете, что люди должны не только работать, но и отдыхать. Поэтому русские умельцы вечерами вышивали, делали игрушки и расписывали их, а по осени и по весне устраивали веселые ярмарки. (Дети показывают игрушки и читают стихотворения)
1-й р е б е н о к.
Золотая хохлома,
Ей не налюбуешься.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
2-й ребенок.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались,
Городецкой красотой
Довольные остались.
3-й ребенок.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Песни я для вас пою.
4-й ребенок.
Дымковские барышни
Всех на свете краше.
А гусары-баловни -
Кавалеры наши!
5-й ребенок.
Матрешки дружно все живут
И частушки весело поют.
Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились с профессиями современными и существовавшими в старину на Руси. Закрепили названия профессий, которые знали, и познакомились с новыми. Но главное, что я хочу вам сказать, каким бы трудом человек ни занимался в жизни, его труд всегда был и будет в почете. Не зря говорят: «Почет и труд рядом живут». А кто еще назовет пословицы о труде?
Дети. Всякий человек в деле познается. Сделал дело - гуляй смело. Труд человека кормит, а лень портит. Труд кормит и одевает.