Ольга Жога
«Все нотки будут в гости к нам». Конспект доминантного музыкального занятия для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл доминантных музыкальных занятий в подготовительной группе ДОУ
«Все нотки будут в гости к нам"
Занятие 1.
Доминантное музыкальное занятие по развитию певческих навыков.
Программное содержание: формировать представление детей о нотном стане и положении на нотоносцах нот мажорного трезвучия, закрепить знания детей о различных песенных жанрах, развивать звуковысотный слух, песенные навыки, навык выразительного пения с движением.
Публикация «„Все нотки будут в гости к нам“, Конспект доминантного музыкального занятия для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Ход занятия:
Звучит знакомый детям «Детский марш» м. М. Протасова (диск «На зарядку становись», издательство «Весть – ТДА»). Дети, имитируя движениями игру на трубе и барабане, входят в зал и рассаживаются на стульчиках. Перед ними графическое изображение нотного стана и скрипичного ключа. Звучит песенка – приветствие по звукам мажорного трезвучия в восходящем и нисходящем движении: «Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень. Этими словами здороваемся с вами».
М. р. – Ребята, вы знаете, что музыку можно записать с помощью маленьких волшебных знаков –нот. А где же живут ноты? Те самые ноты, из которых складывается прекрасная музыка и мелодии разных песенок: веселых и грустных, бодрых, спортивных и плавных, танцевальных. Оказывается, все ноты живут в одном многоэтажном домике, который называется нотным станом, а каждая квартирка для ноты в этом домике называется нотоносцем. В домике пять этажей - пять линеечек – нотоносцев. Дайте повторим имена нот и пригласим их к себе в гости.
Упражнение – распевание по мажорному звукоряду в восходящем и нисходящем движении и интонировании мелодии на одном звуке:
ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ – едет зайка на такси,
ДО – СИ – ЛЯ – СОЛЬ – ФА – МИ – РЕ – ест морковное пюре.
М. р. А теперь мы познакомимся поближе с ноткой ДО.
Есть у каждой ноты дом,
Где живешь ты, нотка ДО?
-Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Педагог прикрепляет плоскостную нотку ДО на нотный стан предлагает одному из детей найти на столе конверт с изображением ноты ДО. В конверте послание, определяющее следующий вид музыкальной деятельности детей.
Послание нотки ДО :
В «детском альбоме» есть песня одна,
«Старинной французской» зовется она,
Но музыка звучит не вокальная,
Песенка – инструментальная,
Ее исполняют на пианино –
Вот что нам нотка ДО послушать предложила.
- Ребята, а кто подскажет мне, о каком «Детском альбоме» говорится в этом послании?
(дети называют автора альбома фортепианных пьес для детей – П. И. Чайковский)
М. р. – Открывает «Детский альбом» на странице со «Старинной французской песенкой». Что же это за песня такая, которую играют, но не поют? Давайте послушаем и определим образ и характер – настроение пьесы.
В исполнении музыкального руководителя на фортепиано звучит «Старинная французская песенка» П. И, Чайковского. Дети, внимательно прослушав произведение, делятся своими впечатлениями (музыка неторопливая, печальная, грустная, напевная).
Педагог демонстрирует иллюстрацию из «Детского альбома».
- В давние времена жили во Франции смелые рыцари и прекрасные дамы. Рыцари уезжали на войну и турниры, а дамы ждали их в своих замках. В долгом ожидании пли они печальные песни о любви и разлуке. Прошло много - много лет, слова тех песен давно забылись, но остались прекрасные, печальные мелодии. Так появилась в «Детском альбоме» эта прекрасная старинная мелодия без слов.
М. р. Наша следующая гостья – нота МИ.
Смотри, запомни и пойми, -
Пропела звонко нота МИ.
- Не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь.
Нотка МИ прикрепляется педагогом на первую линейку нотного стана. Выбранный ребенок находит конверт с изображением ноты МИ.
Послание нотки МИ :
Песен есть на свете много,
Нота МИ сказала строго,
Среди них похожих нет,
В чем же песенок секрет?
Жанры разные у песен:
Песня - танец, песня – марш.
И смеется песня громко
И грустит она подчас.
- Что же это за песня – марш и песня – танец? Чем они отличаются от обычных песенок?
(песню – марш можно петь и маршировать под нее, а песню – танец можно спеть и станцевать).
М. р. – Сейчас вы услышите фрагменты знакомых вам песен, определите, какая из них песня – марш?
Звучат фрагменты знакомых детям песен, в том числе и «Физкульт – ура» м. Ю. Чичкова. Дети вспоминают название песни и композитора, затем исполняют ее хором. Решается задачи развития умения петь четко, ритмично маршевую песню в подвижном темпе.
М. р. – А вот еще фрагмент знакомой вам песни. Это тоже песня – марш?
Звучит фрагмент «Колыбельной» м. Г. Гладкова.
Дети: Это колыбельная.
Песня также исполняется хором, м. р. побуждает детей выполнять при пении движения рук, соответствующие характеру песни (плавные, мягкие движения рук – прием «пластическое интонирование»(по О. П. Радыновой).
М. р. помещает на вторую линейку нотного стана ноту СОЛЬ. Ребенок находит конверт с посланием.
Послание нотки СОЛЬ :
Нота СОЛЬ – вот непоседа,
Сразу пляшет и поет.
Скуке места рядом нету,
Нотка приглашает в хоровод.
Песня – танец – что за чудо!
Хочешь пой, хочешь – пляши!
Веселее не придумать –
Вот как рады малыши!
Вы уже знаете, что песню – танец можно сразу петь и танцевать. Знаете ли вы такую песенку? (Дети называют «Веселый хоровод» м. Б. Антюфеева). Нота СОЛЬ приглашает нас в хоровод.
Дети выходят в центр зала и исполняют знакомую парную пляску.
М. р. – Давайте вспомним, какие нотки побывали у нас в гостях?
Дети: ДО – МИ – СОЛЬ!
М. р. Что на сегодняшнем занятии вам понравилось, наиболее запомнилось.
Дети делятся впечатлениями. Звучит песенка – прощание «До свидания, до свидания, всем спасибо за внимание» по звукам пятиступенного звукоряда и мажорного трезвучия. Дети покидают музыкальный зал.
Жога О. В.
музыкальный руководитель первой категории МБДОУ №3 «Теремок» пгт Климово Брянской области.