Елена Казарина
Консультация «Неблагополучные семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
"Дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
А. С. Макаренко
В настоящее время, когда большинство родителей решают экономические проблемы, а порой происходит физическое выживание в этой ситуации возникает самоустранение их от решения вопросов воспитания детей. Они не владеют знаниями возрастных и индивидуальных особенностей детского развития и порой осуществляют воспитание интуитивно. В этих семьях нет прочных связей между взрослыми и детьми, авторитетом становится внешнее окружение оно бывает и негативным, что приводит к уходу ребенка из семьи.
Публикация «Консультация „Неблагополучные семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Какую же семью можно считать неблагополучной? Назовем несколько причин неблагополучной семьи : алкоголизм, отклонение от воспитания, психические заболевания и другие. Давайте дадим определения неблагополучной семьи – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главная причина такой семьи отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, защиты его прав и законных интересов. А также неблагополучной семьей мы можем назвать, где имеются явные дефекты воспитания. Критерием является отношение к ребенку. Поэтому некоторые внешне благополучные полные семьи являются неблагополучными в плане воспитания детей. Дефекты воспитания — это и есть первый и главный показатель неблагополучия семьи.
Можем выделить два вариант неблагополучия :
1. Семья однодетная может сформировать и балованного ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете которые невозможно их удовлетворить и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей, но и детей педагогически запущенных, с антисоциальным поведением, если родители заняты добыванием денег, а дети пущены на самотек.
Рекомендации по взаимодействию педагога с родителями детей «группы риска».
Тесный контакт с родителями – это одно из необходимых условий работы педагога с детьми «группы риска». В этой деятельности необходимо проявлять максимум терпимости к образу жизни семьи ребенка. При изучение семьи выделяют несколько стадий:
• «Поиск контактов» - на котором происходит в стреча с родителями. Здесь педагогу надо проявить высокий такт, уважение к родителям, делекатность, главное не оттолкнуть их от себя.
• «Поиск общей темы» - на это стадии педагог выясняет условия семейного воспитания. На это этапе подготовить почву для взаимопонимания, выявить отношения родителей между собой и ребенком.
• «Установление общих требований к воспитанию ребенка» - педагог грамотно должен рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по данной проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребенка.
• «Упрочение сотрудничества в достижении общей цели» - на этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки и недостатки в воспитании. Очень важно выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребенка.
• «Реализация индивидуального подхода» - на данном этапе педагог предлагает родителям конкретные меры воздействия на ребенка. Обратит внимание родителей на положительные моменты в воспитание ребенка, а также на недостатки.
• «Совершенствование педагогического сотрудничества» - на данной стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества.
Существует механизм выявления неблагополучных семей.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду по поведению может выявить признаки неблагополучия. А также используются такие формы: наблюдение, анкетирование, беседа, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления неблагополучия.
Давайте расмотрим признаки неблагополучия в семье :
1. Ребенок не ухожен, неопрятен, одет не посезону и не по погоде. Одежда рванная, грязная, не поразмеру. На замечания воспитателя не как не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит со следами побоев родители ни как не могут обьяснить происхождение синяков и садин.
4. Родители «забывают» забрать ребенка из сада.
5. Родители негде не работают.
6. Ребенок проживает постоянно у бабушки, родители не появляются в детском саду.
7. При посещение семьи выясняется, что условия проживания не соответствуют санитарным нормам. У ребенка нет игрушек.
8. В семье присутстствуют скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей все это наносить моральный вред ребенку.
Признаки физического насилия в семье проявляются :
• в боязливости ребенка;
• в выраженном страхе взрослых;
• в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
• в боязни идти домой;
• в жестоком обращении с животными;
• в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики социального неблагополучия семей воспитатель ДОУ проводит работу по повышению педагогической грамотности родителей, привлекая их в деятельность ДОУ. Для создания развивающий среды в группе, участие в детских праздника, спортивных мероприятиях и т. д. все это поможет наладить психологический контакт.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, заменяя родителей. Особенностью семейного воспитания является пример родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики. Учатся правилам взаимоотношений которые не всегда одобряет общество.
.