Татьяна Завалишина
Возрастная и ситуативная агрессия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Возрастная и ситуативная агрессия у детей"
Слово «агрессия» далеко не всегда употребляется нами в истинном его значении. Мы говорим: агрессивный, – значит злой, сердитый. На самом деле агрессия – это не эмоция, не мотив и не установка. Агрессия – это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве.
Публикация «Возрастная и ситуативная агрессия у детей» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Замечают ее обычно очень рано, а тревогу начинают бить значительно позднее, когда многое уже упущено.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов. У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Даже пары минут просмотра телевизора будет достаточно, чтобы понять, что в большинстве фильмов и передач, присутствует: шантаж, разбойное нападение, драки, терроризм, катастрофы.
Как и во что играть с агрессивным ребенком… Первое, что требуется от вас, как от взрослого, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних, учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть самоуважение и позитивную самооценку. Реализовать эти коррекционные направления вам помогут игры и игровые приемы: Мешочек криков - Коррекция агрессивного поведения у детей. Работа с гневом. Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Рассказы по фотографиям: Эта игра – очередная ступень в эмоциональном развитии ребенка, мостик от его интереса и внимания к собственному внутреннему миру к пониманию чужих эмоций и сопереживанию. Вам понадобятся любые фотографии людей, отражающие их настроение. Их нетрудно подобрать из журналов. Покажите ребенку одну из этих фотографий и попросите определить, какие чувства испытывает человек на фото. Затем спросите, почему он так думает – пусть ребенок попробует словами выразить, на какие внешние признаки эмоций он обратил внимание. Можно также предложить ему пофантазировать, придумав, какие события в жизни предшествовали этому моменту. Слепой и поводырь: Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым – ему завязывают глаза. Второй – его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Задача проводника – аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее, оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника –это научит его заботе и вниманию к другому человеку.
Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза. Большие мягкие игрушки, подушка. Сшейте или купите большую мягкую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения ребёнком (Бобо, Жу-жуи т. п.).Когда у малыша появиться желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо и т. д., познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму бить нельзя (сказать чётко и строго, а вот есть Бобо (покажите игрушку, который всегда будет рад подраться. Первое время следите, чтобы агрессия ребёнка направлялась на игрушку, а не на людей. Лепка из глины и пластилина. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки. Подвижные игры. Учите ребё нка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т. п. Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребёнку. Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создаёт положительный эмоциональный фон. Будьте готовы к тому, что одежду ребёнка придётся стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.