Лариса Эртуганова
Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание у детей дошкольного возраста духовно — нравственной культуры».
Эртуганова Л. Б. -
воспитатель
ГБОУ Школы № 1476
города Москвы
«Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на солее, то утром а столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто — то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью, как обычно, он седлал заготовки для обуви, разложил их на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках! Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее!»
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Данная притча очень четко отражает суть работы с дошкольниками, когда мы говорим о воспитании, обучении и развитие детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в духовно нравственное развитие ребенка. Дошкольное детство это период усвоения норм морали и социального поведения. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго и, в дальнейшем, определяет его как личность.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что ребенок еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать, но и нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и иметь возможность совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. В процессе этого познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поведение других людей и собственным поведением.
Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения, взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет нравственность. Без нее человек не может жить среди других людей.
В большом толковом психологическом словаре Артур Ребер (Москва, 2001 год) пишет, что:
Нравственность общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества.
Нравственность принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности. Если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность ее осмысление.
Сегодня мы все отчетливее осознаем, что одних политических и экономических шагов, чтобы наладить жизнь в России явно недостаточно. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество, не только в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Одна из задач воспитания у детей дошкольного возраста духовно нравственной культуры — нравственное воспитание через приобщение детей к истокам русской народной культуры и национальным традициям.
Главная задача мероприятий это закладывание основ духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции русского народа. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал традиций в ходе своего тысячелетнего формирования вобрал в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
Для воспитания у детей духовно нравственной культуры очень важно дать им начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Для того чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
А как же приобщать детей дошкольников к русской народной культуры? Как донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры? Как воспитать ребят в национальных традициях?
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры.
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому было решено, что ребят нужно знакомить с предметами, характерными для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
В настоящей русской избе не было случайных предметов, а
месторасположение каждого было определенным и традиционным.
Обстановки избы была предельно простой, что соответствовало
тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стен тянулись лавки, над
ними - под самым потолком - полки - полавочники. На лавках и полках
располагались берестяные предметы: заплечные кошельки, лукошки,
солонки, хлебницы и, конечно, лапти самая распространенная крестьянская обувь.
Многие крестьяне, помимо земледелия, занимались различными ремеслами, в том числе и деревообрабатывающим: гнули дуги, вырезали ложки и миски, изготавливали ведра и кадки и т. д. Поэтому почти вся хозяйственная утварь, орудия труда и средства передвижения были сделаны из дерева.
В некоторых селах, близ которых находились месторождения качественных глин, занимались гончарным ремеслом.
Крестьяне владели и древнейшим ремеслом изготовления берестяных изделий. Под рукой у такого мастера всегда были клубки заготовленной бересты и нехитрый инструмент костыг или кочетыг. Особой гордостью хозяек были прялки, которые служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Ближе к окну располагался ткацкий стан. Для крестьянской семьи это несложное приспособление было необходимо, так как все, от мала до велика, носили домотканую одежду.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек,
пословиц, поговорок и т. д.).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие
наблюдения людей за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Поэтому эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть
передана детям.
Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное значение для дошкольников, является игра. Имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). На праздники дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто — то лучший плясун, и он первый выходит в пляске; кто — то первый запевала, а у кого то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка, гармонь. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей. На праздниках детей обязательно подводят к пониманию того, что русский праздник это всегда хлебосольный стол. Дети с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. Но самое главное ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами -- красна пирогами», «Чем богаты -- тем и рады». В народном празднике каждый ребенок имеет возможность творчески выражать свою индивидуальность благодаря импровизированному характеру даже рядовых ролей.
Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Цикличность народного календаря, повторяя из года в год праздники, обряды, события, позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
4. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие стремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Ребят знакомим с образцами городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народными игрушками, разными видами народной вышивки. Знакомство детей с дымковской игрушкой начинается с младшей группы. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента — посильная задача даже для самых маленьких. В старшей группе ребята осваивают технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушек. В подготовительной группе проводится лепка игрушек и их роспись по типу дымковской.
Дети с удовольствием разрисовывают и заготовки — силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол.
Народное искусство является основой национальной культуры и поэтому очень важно знакомить с ним наших воспитанников.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, но и как огромный потенциал для физического развития детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разучивание с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывается о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребята подходят к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.
Хочется остановиться еще на одном методическом приеме. Его реализация осуществляется с помощью особого персонажа. Это домовенок Кузя. Домовенок - маленький мальчик, ровесник детей, знакомый им по мультфильмам. Очень любит общаться с ребятами, и, безусловно, он - - любимец ребят. Кузя большой весельчак, шутник, затевает с ребятами разные игры и забавы, и дети воспринимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним. Кузя может внезапно появиться и исчезнуть, что -- то подарить ребятам и т. п. Он - представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости.
Во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Развитие речи есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Литературные произведения отбираются по нравственным критериям и это — сказки, потешки, произведения русских писателей.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - ее метафорические образы заменить образами реальными.
Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней, демонстрирующей, как в этом виде словесно музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.
Данная работа направлена на приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
На занятиях красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Известно, что дети шести—восьми лет, адекватно используя термин «прошлое», тем не менее, еще не могут выстраивать события в хронологической последовательности и воспринимают мир как некое целое. Выражения типа «в давние времена», «сто лет назад», «давным-давно» имеют для ребят этого возраста одинаковый смысл и означают «раньше, когда меня не было». В то же время «этнографическая компетентность» дошкольника может быть охарактеризована как первичное накопление. В мышлении детей этого возраста отсутствует способность к абстракции, а преобладает субъективное видение мира.
Учитывая психологические особенности дошкольников, надо не стремится дать им как можно больше информации, даже возможно нужной и занимательной. Интерес к теме возникнет лишь тогда, когда будет затронута эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий игр, элементов театрализации, фольклора и практической части.
Сколько было восхищения, когда ребята сами сплели нарядные пояски для кукол, осваивая витье и плетение. Девочки тут же решили, что сплетут такие же пояски, только большие, для себя. А сколько мы услышали восклицаний «Ой!», «Ох!», «Здорово!», когда они учились вращать веретено – карандаш.
Не секрет, выбор игрушек на прилавках современных магазинов огромен. Но мы убедились, что современные дети, так же как и их сверстники в любые времена, очень любят делать что-нибудь своими руками. Вы не представляете, сколько радости и удивления (похоже на фокус – не было ничего и вдруг - появился человечек, доставили детям куклы, сделанные из льняного холста, такие «как когда-то на Руси». Эти детские поделки, выполненные без помощи взрослых, возможно, были далеки от совершенства, но так любимы! Девочки не расставались с ними, придумывали новые наряды, меняли головные уборы, украшения. Сами придумывали и разыгрывали с ними небольшие сценки по мотивам русских народных сказок. На длительное время тряпичные куклы превратились для многих детей в игрушек – «подружек» : с ними они разговаривали, делились радостями и размышлениями, забирали домой и вновь приносили в детский сад. Но, работа над тряпичной куклой, это для детей не только источник эмоционального переживания, важно, что в процессе творчества происходило приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить.
Своеобразие русской культуры, ее древность, ее гармония и красота отражены в языке. Родная речь — это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение. Поэтому на занятиях с детьми этнография и фольклор, взаимно дополняя друг друга, выступают как единое, целое. Как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь? А как выглядят народные музыкальные инструменты? Что представляют собой куклы-самоделки «лесовички-моховички» и изделия мастеров «потешного промысла»? Каковы художественные достоинства произведений умельцев из Хохломы, Городца, Палеха? Ответы на все эти вопросы позволяют нам обратить внимание и на развитие устной речи детей, на расширение и активизацию словаря. Беседуя с детьми, всегда стараемся дать детям возможность соприкоснуться с таинством зарождения слов. Что общего между словами «медведь», «ведьма», «разведчик»? Или «сруб», «рубаха», «рубль»?
Наши воспитанники, как и все дошкольники – удивительные фантазеры. И не обязательно во время каких-либо «воспитательных» моментов. «Пофантазируем?» - предлагает взрослый, и начинается коллективное творчество. Каждый добавляет реплику и возникает целая удивительная история (иногда в лицах) о «жизни» самовара, утюга, прялки…
Великолепным материалом для развития речи детей, создания ярких живых образов – являются и народные сказки. В постановке спектакля по русским народным сказкам участвуют и взрослые и дети. Работа эта кропотливая и коллективная. Ведь нужно не просто передать фабулу, но и сохранить язык повествования, не упустить ничего важного.
«Обратная связь» необходима и с родителями наших воспитанников. Именно они продолжают знакомить детей с наследием прошлого, с архитектурой построек отправляясь на экскурсии в Измайлово, Коломенское. Из фотографий-отчетов о таких экскурсиях мы оформляем альбомы.
Было время, когда десятилетия сменяли друг друга, а жизнь оставалась прежней. Внук переживал то же что и дед, и три одновременно живущих поколения единым образом впитывали культуру и находились в непрерывном контакте. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Но и дети не знают прошлого. Образовалась яма, которая расширяется с каждым днем. Отличным мостиком через такую яму, до каких размеров она бы не разрослась, может стать приобщение подрастающего поколения к культурному наследию предков, воспитанию у них духовности и нравственности.