Нина Дынер
«Воспитание самостоятельности у малышей — приобщение к трудовым действиям»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание самостоятельности у малышей – приобщение
«Радость труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребёнок должен
пережить это благородное чувство».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «„Воспитание самостоятельности у малышей — приобщение к трудовым действиям“» размещена в разделах
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предполагает:
…развитие элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
Опираясь на целевые ориентиры, младший дошкольникиспользует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
Формируем привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Для этого используем дидактические и сюжетно – ролевые игры:«Научим куклу Катю мыть руки», «Покажем Мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем» и др. Вначале с помощью алгоритмов разбираем последовательность действий,а затем закрепляем это на практике. Используем при этом различные стихи и потешки(«Перед каждою едой…»,«Полотенчико попросим…», «Льется чистая водица», «Водичка, водичка» и др.)
С первых дней пребывания детей в детском саду учим пользоваться носовым платком, либо индивидуальными бумажными салфетками. Каждый ребёнок знает, где стоит его горшок. Помогает им в этом картинка – наклейка на ячейке. У каждого ребёнка картинки на горшке и полотенце одинаковые.
Во время образовательной деятельности и второй половины дня читаем детям художественную литературуС. Капутикян «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Сынгаевский «Помощница».Закрепляем всё, что узнали с помощью сюжетно – ролевых игр, учимся при этом правильно держать ложку во время еды, умываться, помогать взрослым.
Обращаем внимание на то, чтобы причёска у детей была аккуратная,
используя сюжетно – ролевые, дидактические игры: «Салон красоты», «Сделаем причёску Кате», «Посмотри на себя в зеркало».У каждого ребёнка есть своя индивидуальная расчёска, она находится в кабинке. Дети по мере необходимости применяют их на практике.
Самообслуживание
Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизнедеятельную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.
Учим детей одеваться и раздеваться при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучаем к опрятности.
Учим их этому в играх «Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку»,
«Научим Зайку складывать вещи».Чтобы быстрее научиться самостоятельно,обуваться играем в дидактическую игру «Обуйся правильно».Особое внимание уделяем шнуровке, их в наличии по количеству детей.
Общественно – полезный труд
Привлекаем детей к выполнению простейших трудовых действий : совместно свзрослым и под его контролем расставляем хлебницы (без хлеба,салфетницы, раскладываем ложки. Приучаем поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Практикуемигру «Поручение» с первых дней открытия группы до настоящего времени, привлекаем к этому каждого ребёнка, учитывая его физическое и эмоциональное состояние.
Ухаживаем за комнатными растениями, протираем и опрыскиваем листья фикуса, пеларгонии,бегонии; учимубирать сухие листья, рыхлить почву.
Уважение к труду взрослых
Постоянно обращаемвнимание детей на то, что и как делает взрослый: как ухаживает за растениями и животными. Используем для этого сюжетные картинки, алгоритмы. Как дворник подметает двор, убирает снег - наблюдаем утром через окно; как столяр чинит стул, шкаф - наблюдаем в групповой комнате. Затем разговариваем: зачем они выполняют те или иные действия?
С начала первой младшей группы знакомить детей с профессиями людей, постоянно окружающих их (младший воспитатель, медсестра, повар, машинистка по ремонту и стирке белья).
Разговариваем о том, где работают их родители, кем? Что делают на работе? Некоторые дети пытаются рассказать о том, что знают. Для разговора о профессии используем сюжетные картинки, атрибуты для сюжетно – ролевых игр. В группе оформлены альбомы по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть такая профессия Родину защищать!».
Эффективность трудового воспитания и его уровень не происходит без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. Используем анкетирование, чтобы познакомиться с тем, какие трудовые навыки есть у ребёнка; проводим совместную деятельность по изготовлению кормушек для птиц, бизиборда, различных шнуровок, карнавальных костюмов. В уголке для родителей помещаем консультации по трудовому воспитанию «Как приучать ребёнка к труду», «Режим и его значение в жизни ребёнка», фотостенд «Посмотрите, как мы стараемся».
Трудовое воспитание – это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно – полезном труде. Формирование активной целеустремлённой личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста. Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что если он взялся за какое – то дело, обязательно должен его довести до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания.