Дарья Носкова
Опыт работы «Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте через традиции детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку познакомиться с отечественной духовной и культурной традицией своего народа. Чтобы сформировать чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, о стране, в которой они живут, об обычаях, традициях, истории, а также культуре своего народа.
Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т. к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Публикация «Опыт работы „Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте через традиции детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Так и в нашем детском саду создаются традиции и передаются следующему поколению воспитанников. Традиции играют большую роль в укреплении отношений внутри детского коллектива, оказывают огромную помощь в воспитании детей и решают следующие задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В нашем детском саду прочно сложились традиции.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. «Праздник — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры» (А. И. Мазаев). В нашем детском саду отмечают такие праздники как «День дошкольного работника», «День Матери», «День народного единства», «Новый год», «Масленица», «День России», «8 марта», «День Смеха», «День Земли», «День Победы», «День Отца», «День Семьи», «День Защиты детей». А также спортивные праздники: «День Защитника Отечества», «Веселые старты». При проведении праздников закрепляется социальное поведение детей, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Большое значение имеют экскурсии и целевые прогулки. Они вызывают бурю положительных эмоций у детей, а яркие впечатления надолго остаются в памяти: «Возложение цветов у памятника Д. М. Карбышеву», «Мой детский сад», «Улица вокруг». Так же проводятся семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т. д. По итогу таких экскурсий родители предоставляют фотоотчет, а мы, педагоги, оформляем фотовыставку в холле детского сада. Целью этих мероприятий является знакомство с историей города, формирования чувства уважения к старшему поколению, развитие эстетических чувств и умении видеть красоту родной природы.
Так же в саду проходят различные выставки по памятным датам «Они защищали Родину», «День космонавтики», «Моя мама рукодельница», «День Защитника Отечества», посвященные актуальным проблемам «День Земли», «Улицы моего города», «Герб моей семьи», посвященные жизни и творчеству выдающихся людей «Его именем названа улица», «Кто такой Г. А. Илизаров», «Они родились в Зауралье». Родители являются не наблюдателями, а соучастниками организации выставки. После проведения выставки все принимающие в ней участие поощряются благодарственными письмами.
В детском саду функционирует студия «Юный краевед». Изучение истории родного края по программе данной студии предполагает воспитание духовно-нравственной культуры. Здесь дети изучают природу, историю и культуру своего края, учатся видеть красоту живой природы, знакомятся с историей города и знаменитыми людьми в нем, приобретают знания об истории своего края через изучение достопримечательностей, знакомятся с фольклором, сказками, былинами.
Задача воспитания гражданина и патриота требует работы в тесном сотрудничестве с другими организациями. Так наш детский сад заключил договора на сотрудничество библиотекой имени А. П. Чехова, школой-интернат№25, школой-интернат №17 и музеями. Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой город», «Моя Россия», «Горжусь тобой, Родное Зауралье», «История хлеба», «Великая Победа». Данное направление расширило знания детей о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать поставленные задачи. Так в период пандемии педагогами активно использовались виртуальные экскурсии «Виртуальный мир по Мамаеву кургану», «Музей-панорама Сталинградской битвы», «Центральный музей Великой Отечественной войны», «Музей Отечественной войны 1812г», «Эрмитаж. Виртуальная экскурсия».
Так же воспитанники нашего сада участвуют в конкурсах муниципального («Мой родной край», «Герб моей семьи», регионального («Рисуем Победу», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Моя семьи») и всероссийского уровня («За Родину!», «Мой папа самый лучший», «Древо моей семьи»).
Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является участие в акциях. Наши дети участвовали в акции «Письмо солдату», «Рисуем Победу», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Чистый детский сад», «Покормите птиц зимой», «Добрые сердца». Проведение акций дает возможность развивать внутреннюю активность детей, вырастить талантливого, умного и доброго гражданина, любящим свою семью, Родину, чувствующему причастность к родному краю.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Семьи наших воспитанников активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в детском саду : выставках, праздниках, экскурсиях, участвуют в конкурсах и акциях. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В ДОУ проводится планомерная методическая работа по патриотическому воспитанию. Это семинары, смотры-конкурсы, педсоветы и мастер-классы. Педагоги обобщают и распространяют свой опыт работы.
Работая в данном направлении мы уже достигли результатов:
• дети получают необходимые знания о своем городе, области России;
• продолжается тесное сотрудничество с родителями;
• педагоги повышают педагогическое мастерство;
• расширилось сотрудничество детского сада с организациями города.
Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того взрослый он человек или ребенок.
Таким образом, воспитание детей через традиции в детском саду создает у них осознание своей сопричастности. Это чувство сопричастности – основа патриотизма.