марина марченко
Воспитание патриота и гражданина: опыт гражданско-патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание патриота и гражданина : опыт гражданско – патриотического воспитания в МБДОУ города Екатеринбурга»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином.
Публикация «Воспитание патриота и гражданина: опыт гражданско-патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Формирование любви к родному краю органично связано с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит с взрослением ребёнка, расширяющимся кругом представлений о родной стране, её людях. Сама жизнь побуждает маленького гражданина интересоваться явлениями современности, которые связаны с историей страны.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за неё жизнь, не возникают сами по себе, их надо побуждать. Рассказы близких людей (дедушек, бабушек) – участников ВОВ – в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжёлом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать от любых жизненных переживаний.
Современный ритм жизни все сильнее отрывает нас и наших детей от истоков народной культуры. И все реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика. Восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности привить любовь к малой Родине, воспитать гордость за всю страну, пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера, дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии наша цель которую мы выдвинули как приоритетную в работе с дошкольниками
Мы оказались в такой ситуации, когда дети, проживающие в городе, не всегда имеют представления о традициях и обычаях предков, а родители не могут рассказать им в доступной форме о национальных особенностях своего народа. Наш коллектив взял на себя смелость сформировать у воспитанников гражданско-патриотические качества на основе ознакомления дошкольников с родным городом и краем.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает все вышеперечисленные условия формирования социальной компетентности. Благодаря своей деятельностной природе она позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные харак-теристики социально компетентного человека (результат деятельности). Преимущество ее перед другими видами
деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего собственную деятельность.
Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сферой всех участников проекта. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка. В результате эмоционального раскрепощения родителей в семье создается более теплая нравственно-психологическая атмосфера, родители становятся «эмоцио-нальным тылом», преодолевается дистанция в общении, выступающая серьезной преградой в развитии диалога воспитателя и родителей. Обращение воспитателя к долгу родителей, их рассудку уступает место прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. В такой роли педагог становится привлекательным как партнер по общению.
Говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы.
Многолетний опыт деятельности в данном направлении позволил нам создать свою систему работы по воспитанию маленького гражданина.
. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, краем.
В качестве конкретного примера приведу работу над проектом «Я и мой город».
Необходимость этого проекта была в том, что дети моей группы стали больше проявлять интерес к родному городу, краю. Стали чаще задавать вопросы:
• Почему город раньше назывался по-другому?
• Почему переименовали?
• Какие есть богатства на Урале?
Чем прославился наш край?
Для успешной работы по данному вопросу мы установили контакт с уральским центром народных промыслов и ремесел, который провел выставки «Чудеса из бересты», «Народные мастера – Отечеству» и мастер-классы с детьми «Петушок - берестяной гребешок», кулон «Березовый листочек», кукла «Берестушка», насыпное панно «Березка».
Задачи:
1. Вызвать интерес к истории возникновения своего города.
2. Познакомить с историческим названием Верх-Исетского района.
3. Сформировать представления о достопримечательностях родного города.
4. Расширять представления детей о природных богатствах Урала.
5. Разъяснить, что природные богатства дают возможность человеку улучшать свою жизнь.
6. Воспитывать любовь к родным местам, гордость за свой город, чувство ответственности за природу родного края.
Вместе с детьми и при участии родителей начали работу по систематизации материала и организовали выставку по теме: «Мой любимый город».
При участии детей был разработан план-схема проекта.
1. Тема: «Я и мой город».
2. Обсудили занятия, на которых можно узнать о Верх-Исетском районе, о достопримечательностях родного города, края. Дети предлагали такие занятия как ознакомление с окружающим, рисование, конструирование, ручной труд, аппликация.
3. Приготовили необходимые материалы, распределили обязанности между детьми, обсудили возможные способы решения поставленных задач.
Далее на этапе проектирования после знакомства детей с литературой, различными иллюстрациями, альбомами, книгами я провела серию занятий по ознакомлению детей с Верх-Исетским районом и достопримечательностями родного города, края.
Чтобы детям было интереснее, организовала сюжетно-ролевую игру «Едем мы по городу». Роль экскурсовода взяла на себя. Используя фотографии родного города, рассказывала детям о достопримечательностях.
Много полезной информации дети получали через просмотры видеофильмов и дисков.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу, краю имеет ближайшее окружение. Были организованы целевые прогулки на территории детского сада.
• «Цветоводы Урала»,
• «Люблю березку русскую»,
• «Уральская рябинушка».
За годы работы по данному направлению в нашем саду сложилось много хороших традиций. Одна из них – проведение тематических дней:
«Колядки»; «Масленица»;
«Вместе дружная семья»;
«В семье единой»;
«День города»;
«День России». Для успешной работы по данному вопросу мы установили контакт с уральским центром народных промыслов и ремесел, который провел выставки «Чудеса из бересты», «Народные мастера – Отечеству» и мастер-классы с детьми «Петушок - берестяной гребешок», кулон «Березовый листочек», кукла «Берестушка», насыпное панно «Березка».
Совместно с родителями организовали экскурсию выходного дня в музей природы, где дети узнали много интересного о животном и растительном мире родного края. После посещения музея у детей возникла проблема: сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Решить эту проблему помог проект «Защитники природы».
Полученные знания дети отразили в своих работах. Совместно изготовили макет здания Администрации Верх-Исетского района.
Юные художники с увлечением рисовали свой дворик, родную улицу, цирк и другие достопримечательности города.
На занятиях по рисованию дети узнали об истории возникновения Урало-сибирской росписи, о конкретных предметах данного промысла, о специфике цвета.
После посещения кукольного театра дети решили построить здание театра. При строительстве дети часто смотрели на фотографию здания. Очень уж им хотелось, чтобы их театр был похож на настоящий кукольный театр нашего города. По окончании строительства, оно переросло в увлекательную игру.
Не только на занятиях, но и вовремя дидактических игр расширялся кругозор детей о городе.
Свои знания о городе, о своей любимой улице, о правилах дорожного движения дети объединяют в сюжетно- ролевые игры.
На КВНе «Мой любимый город» дети показали все свои знания и умения.
На презентации проектов «Я и мой город» дети с гордостью делились своей работой с друзьями.
Тематический день включает в себя, знакомство с традициями и особенностями народов нашего региона, которые проходят в нетрадиционной форме, где дети сами делают пирожки из солёного теста, не просто рисуют, а занимаются художественной росписью, а в музыкальной светелке водят хороводы и играют в национальные игры. Организация экскурсий выходного дня по родному городу дает возможность познакомить воспитанников с достопримечательностями малой родины. Первыми проводниками в мир истории родного края стали родители. При подготовке и проведении тематических дней хорошо видна взаимосвязь педагогов с родителями воспитанников, которые являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками всех мероприятий.
Мы так же заметили, что любая тема по экологическому воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и уборочные работы и т. д.) перекликается с народными приметами. Народный календарь органично сочетается с разделами образовательной программы: «Развитие экологической культуры детей», «Развитие игровой деятельности», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы: «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме.
В течение всего года воспитатель возвращается к объектам наблюдения в соответствующие дни народного календаря, делая это во время работы с детьми на участке и в уголке природы, организуя их дежурство, и все это происходит в игровой форме.
Народным праздникам у нас уделяется особое внимание.
«Святочные посиделки»,
«Колядки»,
«Пасха»,
«Масленица»,
«Ярмарочные гуляния»,
«Праздник русской березки»,
«Яблочный спас» .
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах, хороводов, частушек, народных игр. Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе на музыкальных занятиях, но для подготовки фольклорного праздника недостаточно времени основных занятий, поэтому был организован фольклорный кружок «Уральские ребята», принимавший участие в I районном конкурсе «Гусельки» и занявший I место.
Календарный праздник в детском саду – важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность.
Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение, наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.
Одной из актуальных технологий сегодня является проектное деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают у себя исследовательские умения.
За годы работы по данному направлению участниками воспитательно-образовательного процесса разработаны проекты:
- «Мой любимый детский сад»;
- «Моя семья»;
- «Моя улица»;
- «Прогулки по городу»;
- «Верх – Исетский район»;
- «Город, в котором я расту»;
Педагогический проект «Верх – Исетский район», был представлен мною на Всероссийский конкурс «Лучший урок»; участвовать в конкурсе на соискание премии Губернатора Свердловской области «Воспитатель года»;
Дети моей группы участвовали в I районном конкурсе народно-прикладного искусства «Гусельки» и заняли Iместо; участвовали в поздравлении ветеранов с 65годовщиной Победы ВОВ.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция наших педагогов нашла реализацию в том, чтобы воспитывать детей в духе любви к малой Родине, народу, его культуре