Демерлий Галина
Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие и экспериментирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность общества в духовно-нравственном развитии актуальной была и будет всегда. Человечество не сможет существовать без способности сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности. Изменить мировоззрение взрослого человека очень трудно, порой невозможно, поэтому духовно-нравственное развитие является одним из приоритетных направлений образовательного процесса детей дошкольного возраста. Самый доступный и неиссякаемый источник духовного развития дошкольников - это природа, воспитательное воздействие которой на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Она постоянно окружает детей и очень рано входит в их жизнь.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый ребенок появляется на свет добрым и светлым. Наша задача сохранить в детях этот маленький источник тепла.
Малыши рано начинают чувствовать уважение и любовь к себе, близким и конечно ко всему окружающему миру.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
В последнее время вопрос экологии, очень важен для нашего общества. Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого на земле, люди не смогут жить на планете «Земля».
Я считаю, что каждый педагог должен заложить основные знания и умения в сознание детей, понятие о живой и неживой природе.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их культуры.
В своей работе я опиралась на программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.
Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.
ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Учёными было доказано, что ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
• Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. И в этом нам помогает «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёлова, А. Н. Поддьякова).
Как сделать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Цель моей работы по данному направлению: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно — экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей;
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность,
• продолжать изучать методическую литературу по данной теме;
• помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• -способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
• Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
• Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
• Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводила, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.
Главным направлением стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.
Следует отметить, что одним из важных экологических направлений является создание предметно-развивающей среда и ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего, отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:
На базе ДОУ «Белоснежка» имеется «Экологический кабинет» (фото, где с детьми проводится ООД, экскурсии, исследовательская деятельность по направлениям: «Песочной терапии», «Ознакомление с комнатными растения»; «Мир аквариумных рыбок»; «Путешествие по пустыне» и т. д. Имеются цветники в группе, в экологическом кабинете, а так же в летний период цветники находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов;
2. В экологическом кабинете и в группе у нас имеется «Мини-лаборатория» ( база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);
3. «Уголок природы», где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;
4. «Мини-огород» (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);
5. Имеется уголок нетронутой природы (находится за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники, где мы проводим наблюдения и эксперименты.
6. «Экологическая тропа» : это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.
Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического воспитания и развития воспитанников.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагалось им для обследования.
Я считаю, что проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
На первых этапах экспериментальной деятельности мы проводили с детьми опыты с водой, с песком, вес,притяжение, с древесиной и т. д.
Практическая часть.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
Когда дети получают на образовательной деятельности знания по экологии, я стараюсь их закрепить в опытах и экспериментах. Детям предлагаю сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов. (видео).
Например:
Сказка называется: «Маленький прудик».
Жил-был маленький Прудик, а в нем плавали разные рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (дети дуют на водичку)
Воспитатель : Подуйте сильно на воду в пруду так, как это делает ветер. Что стало с водой?
Ответы детей: вода колышится…
Опыт 2.
Так же, прививая любовь и бережное отношение к природе провожу экспериментирование с элементами поискового характера. Например, детям предлагаю такие ситуации как: «Выглянуло солнышко у прудика было весёлое настроение, он улыбался всем прохожим людям». В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. Как вы думаете, что стало с водой? Где в ней находятся фантики? прудику сделалось очень грустно от грязных фантиков вода потемнела и он заболел. (подумай что нужно сделать чтобы прудику было хорошо? Как правильно себя вести у природы у воды, чтобы её не загрязнять?
Ответы детей всегда разнообразны. И мне приятно, когда дети рассуждают, спорят и учат друг друга, давая советы.
Так же провожу работу с родителями. Как и все педагоги разрабатываю и предлагаю родителям консультационный материал «Опытно-экспериментальная деятельность», «Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников», «Опыты дома», «Советы для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Опыты и эксперименты», «Экспериментируем, играя»; буклеты: «Познаем мир дома»; «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома», «Детское экспериментирование».
Провела с родителями онлайн – собрание по экологическому воспитанию и опытно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средставм экспериментальной деятельности»
Цель данной работы: Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов с родителями, запоминаются надолго. У нас имеется целая библиотека видеороликов «Опыты и эксперименты с детьми и родителями». Вашему вниманию предлагаю видео ролик семьи Гернер Мии, воспитанницы средней группы «Космонавты».
Совместная деятельность воспитанников, родителей и педагогов по экологическому образованию способствовала воспитанию в душе каждого ребенка и взрослого чувства доброты, милосердия, сочувствия, сопереживания. Это значит, что заложен надежный фундамент для становления духовно-нравственной личности, которая чувствует постоянную потребность в заботе об окружающем, бережном отношении друг к другу, проявлении душевной отзывчивости.
Заканчивая своё выступление хотела бы сделать вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность и конечно духовно развивать и воспитывать детей по отношению к природе и её окружению.
Спасибо за внимание.