Нажабат Гаджимагомедова
Воспитание личности младшего школьника на уроках и во внеурочное время в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание личности младшего школьника на уроках и во внеурочное время в условиях введения ФГОС»
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие и воспитание личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Публикация «Воспитание личности младшего школьника на уроках и во внеурочное время в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Обучение и воспитание органически связаны между собой. Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников - это одна из актуальнейших задач.
Воспитание в начальных классах должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т. к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.
Цель воспитания в начальной школе - создание условий для развития личности ученика. А личность, на мой взгляд, должна быть:
- свободной, то есть способной к самореализации;
- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
- практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
Исходя из основной цели, ставлю следующие задачи:
• создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
• развивать познавательную активность.
Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: создание целостной системы духовно-нравственного воспитания школьника на основании традиций православной культуры с учетом социальной адаптации.
Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы
• содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
• воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
• воспитывать любовь и уважение к родной семье;
• воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
• умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
• воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
• приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность.
• взаимодействие и сотрудничество с храмом поселка;
• организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
• организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
• участие в акциях милосердия. В течение учебного года принимать участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывать посильную помощь престарелым людям (покупка лекарств, продуктов, посещение больных.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Главным здесь является воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.
Ведущие идеи:
• воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
• воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
• участие в патриотических праздниках;
• проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
• встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества
• изучение государственной символики;
• цикл лекций и бесед об истории России, показ видеофильмов;
• изучение биографии великих людей.
Практическая деятельность.
• подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
• проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
• встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
• празднование "Дня защитника Отечества", Дня Победы", "Дня космонавтики ".
• изучение государственной символики;
• цикл лекций и бесед об истории страны, показ презентаций, видеофильмов;
• изучение биографии великих людей.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие их творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Ведущие идеи:
• конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
• экскурсии в музеи и выставочные комплексы района и области;
• организация и проведение утренников и праздников " Новогодняя сказка", "В гостях у сказки", "Осенины", "Приглашение на День рождения", "Прощание с начальной школой" и т. д. с изготовлением открыток, сувениров;
• участие в школьных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
• участие в конкурсах чтецов;
• помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.
Практическая деятельность
• конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
• экскурсии в школу искусств, музеи и выставочные комплексы г. Белгорода и Белгородской области.
• организация и проведение утренников и праздников " Новогодняя сказка", "В гостях у сказки", "Осенины", "Лето. Приглашение на День рождения", "Прощание с начальной школой" и т. д., с изготовлением открыток, сувениров;
• участие в школьных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
• участие в конкурсах чтецов;
• помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.
ЗДОРОВЬЕ.
Цель: укрепление здоровья детей, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.
Ведущие идеи и практическая деятельность
. цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
. Дни здоровья;
• участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, "Веселых стартах"; занятия в спортивных кружках;
• ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
• игры на свежем воздухе;
• весенние и осенние походы в лес;
• часы общения: "Мой режим дня", "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях", "Ребенок и улица", "Осторожно - гололед";
• классные часы: "Пожарная безопасность", "Азбука дорожных знаков";
• спортивные праздники с участием родителей "Папа, мама, я - спортивная семья".
•
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Цель: создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.
Ведущие идеи:
• создание условий для самореализации ребят;
• получение знаний в области науки, культуры, истории;
• привитие культуры умственного труда;
• привитие культуры поведения;
• развитие творческих способностей;
• участие в тематических конкурсах и олимпиадах.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Задачи: приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Ведущие идеи:
. дежурство по классу;
. уборка школьной территории;
• озеленение школьного двора;
• экскурсии на предприятия;
• часы общения "Кем быть?", "Профессия моих родителей".
Большое значение имеет трудовое воспитание. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по воспитанию личности - является главным при построении работы в этом направлении.
Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. Я стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.
На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Только наша совместная деятельность может содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье.
Ведущие идеи:
• тематические родительские собрания;
• анкетирование;
• круглые столы, лектории;
• организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
• индивидуальные консультации, беседы.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности и ее воспитанию.
Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, они смелее и самоувереннее.
Для того чтобы обеспечить каждому ребенку полноценное личностное развитие и воспитание, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка - высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности урочной и внеурочной деятельности.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Ребята настолько любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, что посещают порой по два - три кружка, как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования. Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных мероприятий.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
• если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
• если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
• если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.