МААМ-картинки

Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта

Косогова Зинаида Юрьевна
Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка. В этом возрасте умственное и нравственное развитие зависит от физического состояния и настроения малыша.

Публикация «Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта» размещена в разделах

Поэтому перед специалистами нашего учреждения стоит задача – помочь ребенку адаптироваться в современном мире.

Вся деятельность приюта выстроена так, чтобы определенный порядок действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.

В своей деятельности мы используем один из инновационных методов – хэппенинг. Это вид искусства, который включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга, как рисование пальчиками, полураскрытым кулачком и полностью кулачком. Дети с удовольствием примакивают пальцы руки к поверхности бумаги разными способами: кончиками пальцев ставят точки, проводят пальцами линии и т. д., в результате чего получаются красивые цветы, деревья, бабочки, воздушные шары. Хэппенинг вызывает у детей особый восторг, ведь здесь столько ярких красок! Благодаря этой технике у них развивается творческий потенциал, мелкая моторика пальцев рук, изучаются цветовые гаммы. Малыш получает новые тактильные и зрительные ощущения, а, самое главное, положительные эмоции.

Одним из важных направлений развития ребенка раннего возраста является сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чем разнообразнее сенсорная среда, тем шире спектр получаемых ребенком впечатлений. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Излюбленной игрой малышей является игра с сенсорной коробкой, а также сенсорно – тактильное лото. Сенсорная коробка – это емкость с любым наполнителем: сегодня это могут быть разные крупы, завтра – это природные материалы, а послезавтра – это песок или аквагрунт. Это всегда сюрпризный момент для детей, которого они ждут с нетерпением. Игры с сенсорной коробкой помогают развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение, обоняние малыша и т. д.

Учитывая, что детям всегда хочется все потрогать, пересыпать, перелить и, исходя из желаний и потребностей ребенка, специалисты внедрили в практику работы следующие методики: игры с фасолью, колбочки с разноцветной жидкостью, бусы, игры со шнурками, палочки Кюизенера. Особый интерес у детей вызывают игры с фасолью. В пластиковые контейнеры или цветные детские тарелочки мы насыпаем фасоль, бросаем туда игрушки, размешиваем и просим детей найти их. Со временем ребята начали сами придумывать игры с фасолью: «Разложи по цвету», «Сложи фигурку», «Накорми цыпленка», «Спрячь игрушку». Это дает положительный эффект: все дети помогают друг другу, развивают мелкую моторику, координацию пальцев, это, своего рода, небольшой массаж.

Так же мы предлагаем колбочки с разноцветной жидкостью, в которую добавлены капельки растительного масла. Детям нравится наблюдать за перетеканием жидкости в колбах, за шариками масла. В процессе игр с колбами развивается наблюдательность, формируются предпосылки к экспериментальной деятельности, формируется умение различать и называть цвета.

Для развития речи и мелкой моторики рук мы применяем технологию «Су – джок». Учителем – дефектологом составлена картотека игр «Су – джок». (фрагмент занятия со звуком).

В этом году специалисты начали использовать Лэпбуки, которые изготовили по следующим темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Ловкие пальчики».

Кроме того, положительный результат дают и игры с кинетическим песком, бизибордом, использование логических блоков Дьёныша и сухого бассейна.

Для снятия психологического напряжения, утомляемости специалистами эффективно используются элементы музыкальной и танцевальной терапии, релаксация. Упражнения такие, как: «Тропинка», «Дождик», «Прогулка в лес» - способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы малыша. В течение дня мы включаем детские песни, проводим игры с музыкальным сопровождением. А для расслабления и успокоения малышей перед сном, включаем аудио – записи колыбельных мелодий. Кроме того, некоторые воспитатели, выполняя роль мамы, сами поют колыбельные песни для детей. Ведь колыбельная песня – это «теплая» нить, которая передаёт мир любви, доброты, нежности, ласки, красоты, заботы и искренности к ребенку.

В период пребывания ребенка в приюте именно сказка помогает решить непростые психологические проблемы. В этой форме работы решаются как воспитательные, так и реабилитационные задачи. Сказка учит детей сопереживать, радоваться чужому счастью, попадать в различные жизненные ситуации и находить из них выход.

Нельзя не оценить работу с пластилином, которая способствует развитию моторики, устранению и уменьшению нервно – психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций. Лепка – это один из способов точечного массажа.

Во время реабилитации ребенка ведется, конечно же, и работа с родителями: это беседы, психологические тесты и тренинги, онлайн – консультации, привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, мастер – классы.

Все выше перечисленные формы и методы работы позволяют получить положительные результаты в воспитательно – реабилитационной работе.

Так, например, мальчик Вася поступил к нам 3 месяца назад. Ребенок боялся всего: ходить в столовую и кушать, купаться, не умел держать ложку, на занятиях специалистов отворачивался, не воспринимал их речь, отказывался выполнять какие – либо задания даже в игровой форме.

Спустя 2 месяца работы с малышом, результат был на лицо. Мальчик с удовольствием шел на занятия специалистов, понимал и воспринимал задания, старался выполнить то, что просит его специалист, научился самостоятельно кушать, стал более спокойным.

Кроме того, с этим ребенком велась работа и в службе ранней помощи, которая включает в себя кабинет раннего вмешательства, лекотеку и мобильную бригаду.

Для чего же создана эта служба?

Служба ранней помощи ориентирована на поддержку родителей и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, либо риском их развития. Ведь ранняя коррекция – это профилактика инвалидности.

Какие же формы работы с детьми и родителями мы используем в службе?

Во – первых, это телефонное интервью специалиста с родителями. Цель: информирование о возможностях службы ранней помощи. Специалист, принимающий звонок, фиксирует время и дату приема, кем приходится звонящий малышу, выясняется повод обращения, заключение врачей и отношение родителей к поставленному диагнозу. Далее специалист согласовывает время и дату для приема малыша.

Во – вторых, это первичный прием. Его осуществляют члены психолого – медико – педагогической комиссии службы. Пока один специалист общается с мамой, второй в это время в игровой форме тестирует ребенка. Обычно мы предлагаем родителю вести аудио- или видеозапись, чтобы можно было показать другим членам семьи, что было на первичном приеме. Эта информация также может быть использована для отслеживания динамики развития навыков ребенка.

Родители и специалисты являются партнерами и вместе разрабатывают программу помощи, а также ее корректируют. При реализации индивидуальной программы нашими специалистами используется такая форма работы, как «Дружная семья». Одним из важных преимуществ «Дружной семьи» является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения, видеоматериал и презентации. Психологические знания, полученные в «Дружной семье», помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы в своих собственных силах по преодолению трудностей.

В ранней помощи нет занятий специалиста в кабинете. Все развитие и воспитание малыша происходит в его жизненных ситуациях, то есть специалисты обучают родителя, как перенести развитие ребенка в их повседневную жизнь, в их рутину.

Занятия могут проводиться под руководством междисциплинарной команды, в индивидуальной и групповой форме, в присутствии родителей и без них, в форме диагностических и игровых коррекционных сеансов, мастер-классов и т. д.

Особую роль в службе ранней помощи мы отводим мобильной бригаде, которая работает в приюте с 2020 года. Ведь теперь у специалистов появилась возможность оказывать помощь семьям с детьми на дому, у которых нет финансовой возможности добраться до любого развивающего центра, где с их детьми могут поработать специалисты.

Кроме того, это дает возможность иметь более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимо в данном случае предоставить. И один из видов помощи, который мы можем предложить семье –это реабилитация ребенка в стационаре.

Поэтому работа как службы ранней помощи, так и социального приюта тесно взаимосвязана, особенно с детьми раннего возраста.

Система воспитательно - реабилитационной работы в ОКУ «Охочевский социальный приют» построена на принципах комплексного подхода в воспитании и развитии детей в период раннего возраста.

И здесь нельзя не согласиться со словами педагога, писателя и публициста Василия Александровича Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта
Опубликовано: 11 августа 2022 в 10:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта» (включая файлы) размещена пользователем Косогова Зинаида Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД