Косогова Зинаида Юрьевна
Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка. В этом возрасте умственное и нравственное развитие зависит от физического состояния и настроения малыша.
Публикация «Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому перед специалистами нашего учреждения стоит задача – помочь ребенку адаптироваться в современном мире.
Вся деятельность приюта выстроена так, чтобы определенный порядок действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.
В своей деятельности мы используем один из инновационных методов – хэппенинг. Это вид искусства, который включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга, как рисование пальчиками, полураскрытым кулачком и полностью кулачком. Дети с удовольствием примакивают пальцы руки к поверхности бумаги разными способами: кончиками пальцев ставят точки, проводят пальцами линии и т. д., в результате чего получаются красивые цветы, деревья, бабочки, воздушные шары. Хэппенинг вызывает у детей особый восторг, ведь здесь столько ярких красок! Благодаря этой технике у них развивается творческий потенциал, мелкая моторика пальцев рук, изучаются цветовые гаммы. Малыш получает новые тактильные и зрительные ощущения, а, самое главное, положительные эмоции.
Одним из важных направлений развития ребенка раннего возраста является сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чем разнообразнее сенсорная среда, тем шире спектр получаемых ребенком впечатлений. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Излюбленной игрой малышей является игра с сенсорной коробкой, а также сенсорно – тактильное лото. Сенсорная коробка – это емкость с любым наполнителем: сегодня это могут быть разные крупы, завтра – это природные материалы, а послезавтра – это песок или аквагрунт. Это всегда сюрпризный момент для детей, которого они ждут с нетерпением. Игры с сенсорной коробкой помогают развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение, обоняние малыша и т. д.
Учитывая, что детям всегда хочется все потрогать, пересыпать, перелить и, исходя из желаний и потребностей ребенка, специалисты внедрили в практику работы следующие методики: игры с фасолью, колбочки с разноцветной жидкостью, бусы, игры со шнурками, палочки Кюизенера. Особый интерес у детей вызывают игры с фасолью. В пластиковые контейнеры или цветные детские тарелочки мы насыпаем фасоль, бросаем туда игрушки, размешиваем и просим детей найти их. Со временем ребята начали сами придумывать игры с фасолью: «Разложи по цвету», «Сложи фигурку», «Накорми цыпленка», «Спрячь игрушку». Это дает положительный эффект: все дети помогают друг другу, развивают мелкую моторику, координацию пальцев, это, своего рода, небольшой массаж.
Так же мы предлагаем колбочки с разноцветной жидкостью, в которую добавлены капельки растительного масла. Детям нравится наблюдать за перетеканием жидкости в колбах, за шариками масла. В процессе игр с колбами развивается наблюдательность, формируются предпосылки к экспериментальной деятельности, формируется умение различать и называть цвета.
Для развития речи и мелкой моторики рук мы применяем технологию «Су – джок». Учителем – дефектологом составлена картотека игр «Су – джок». (фрагмент занятия со звуком).
В этом году специалисты начали использовать Лэпбуки, которые изготовили по следующим темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Ловкие пальчики».
Кроме того, положительный результат дают и игры с кинетическим песком, бизибордом, использование логических блоков Дьёныша и сухого бассейна.
Для снятия психологического напряжения, утомляемости специалистами эффективно используются элементы музыкальной и танцевальной терапии, релаксация. Упражнения такие, как: «Тропинка», «Дождик», «Прогулка в лес» - способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы малыша. В течение дня мы включаем детские песни, проводим игры с музыкальным сопровождением. А для расслабления и успокоения малышей перед сном, включаем аудио – записи колыбельных мелодий. Кроме того, некоторые воспитатели, выполняя роль мамы, сами поют колыбельные песни для детей. Ведь колыбельная песня – это «теплая» нить, которая передаёт мир любви, доброты, нежности, ласки, красоты, заботы и искренности к ребенку.
В период пребывания ребенка в приюте именно сказка помогает решить непростые психологические проблемы. В этой форме работы решаются как воспитательные, так и реабилитационные задачи. Сказка учит детей сопереживать, радоваться чужому счастью, попадать в различные жизненные ситуации и находить из них выход.
Нельзя не оценить работу с пластилином, которая способствует развитию моторики, устранению и уменьшению нервно – психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций. Лепка – это один из способов точечного массажа.
Во время реабилитации ребенка ведется, конечно же, и работа с родителями: это беседы, психологические тесты и тренинги, онлайн – консультации, привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, мастер – классы.
Все выше перечисленные формы и методы работы позволяют получить положительные результаты в воспитательно – реабилитационной работе.
Так, например, мальчик Вася поступил к нам 3 месяца назад. Ребенок боялся всего: ходить в столовую и кушать, купаться, не умел держать ложку, на занятиях специалистов отворачивался, не воспринимал их речь, отказывался выполнять какие – либо задания даже в игровой форме.
Спустя 2 месяца работы с малышом, результат был на лицо. Мальчик с удовольствием шел на занятия специалистов, понимал и воспринимал задания, старался выполнить то, что просит его специалист, научился самостоятельно кушать, стал более спокойным.
Кроме того, с этим ребенком велась работа и в службе ранней помощи, которая включает в себя кабинет раннего вмешательства, лекотеку и мобильную бригаду.
Для чего же создана эта служба?
Служба ранней помощи ориентирована на поддержку родителей и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, либо риском их развития. Ведь ранняя коррекция – это профилактика инвалидности.
Какие же формы работы с детьми и родителями мы используем в службе?
Во – первых, это телефонное интервью специалиста с родителями. Цель: информирование о возможностях службы ранней помощи. Специалист, принимающий звонок, фиксирует время и дату приема, кем приходится звонящий малышу, выясняется повод обращения, заключение врачей и отношение родителей к поставленному диагнозу. Далее специалист согласовывает время и дату для приема малыша.
Во – вторых, это первичный прием. Его осуществляют члены психолого – медико – педагогической комиссии службы. Пока один специалист общается с мамой, второй в это время в игровой форме тестирует ребенка. Обычно мы предлагаем родителю вести аудио- или видеозапись, чтобы можно было показать другим членам семьи, что было на первичном приеме. Эта информация также может быть использована для отслеживания динамики развития навыков ребенка.
Родители и специалисты являются партнерами и вместе разрабатывают программу помощи, а также ее корректируют. При реализации индивидуальной программы нашими специалистами используется такая форма работы, как «Дружная семья». Одним из важных преимуществ «Дружной семьи» является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения, видеоматериал и презентации. Психологические знания, полученные в «Дружной семье», помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы в своих собственных силах по преодолению трудностей.
В ранней помощи нет занятий специалиста в кабинете. Все развитие и воспитание малыша происходит в его жизненных ситуациях, то есть специалисты обучают родителя, как перенести развитие ребенка в их повседневную жизнь, в их рутину.
Занятия могут проводиться под руководством междисциплинарной команды, в индивидуальной и групповой форме, в присутствии родителей и без них, в форме диагностических и игровых коррекционных сеансов, мастер-классов и т. д.
Особую роль в службе ранней помощи мы отводим мобильной бригаде, которая работает в приюте с 2020 года. Ведь теперь у специалистов появилась возможность оказывать помощь семьям с детьми на дому, у которых нет финансовой возможности добраться до любого развивающего центра, где с их детьми могут поработать специалисты.
Кроме того, это дает возможность иметь более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимо в данном случае предоставить. И один из видов помощи, который мы можем предложить семье –это реабилитация ребенка в стационаре.
Поэтому работа как службы ранней помощи, так и социального приюта тесно взаимосвязана, особенно с детьми раннего возраста.
Система воспитательно - реабилитационной работы в ОКУ «Охочевский социальный приют» построена на принципах комплексного подхода в воспитании и развитии детей в период раннего возраста.
И здесь нельзя не согласиться со словами педагога, писателя и публициста Василия Александровича Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»