Елена Водясова
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством познания природы своей Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»
Подготовила – воспитатель Водясова Елена Валерьевна
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством познания природы своей Родины» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Мы просто обязаны вселить любовь к Рoдине в сердца детей.
Формирование любви к Рoдине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему сoдержанию, что не может быть oпределенo несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Под патриотическим воспитанием я понимаю взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, кoтoрoе направленo на раскрытие и формирование в детях общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства причастности, привязанности к окружающему.
Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки,, развитие таких личностных качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
В период патриотического воспитания, параллельно с другими решаются следующие задачи:
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для реализации целей и задач воспитатели создают следующие педагогические условия:
• знакомство с природой Родного края, ее характерными особенностями
• проведение ряда наблюдений за состоянием природы в разные сезоны года
• организация сезонного земледельческого труда в природе : посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
• тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников
• разработка дидактических игр, направленных на историю природы Родного края, и применение их на практике
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:
• мини лаборатория, oбoрудoванная материалами для детского экспериментирования
• Краеведческий музей, в котором широко представлены этно-культурный быт и экологическая среда нашей малой Родины
• костюмы, маски, атрибуты для инсценировок экологического театра «Солнечный круг»
• групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Мордовского края
• территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, более 20 пород деревьев и кустарников, огород, цветник, ягодник, зона отдыха.
В нашем детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических проектов.
Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. В групповых уголках природы, благодаря родителям наших воспитанников, пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира Мордовской земли.
В январе в детском саду традиционно проходит ежегодная экологическая акция «Снежный городок Эколят». В рамках этого мероприятия на участках нашего детского сада, проходят различные экологические праздники, эстафеты и конкурсы, которые позволяют детям более подробно изучить историю природы родного Мордовского края.
В процессе работы над образовательными проектами «Синичкин день», «Ягоды для птичек», «Что нам осень подарила», «Снежный городок Эколят» дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте.
Воспитанники, родители и педагоги ДОУ приняли активное участие в муниципальном проекте «Эколята - Дошколята», направленном на охрану окружающей среды; Детский сад стал победителем городского этапа конкурса «Снежный городок Эколят» и вышел на всероссийский уровень. Участвуя в реализации проектов, воспитанники учатся бережному отношению к природе.
Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе со взрослыми распространяли листовки, буклеты и памятки с информацией о негативном влиянии мусора на здоровье жителей, необходимости поддержания чистоты в городе. Провели информационную работу среди населения и акции по сбору и утилизации пластиковых бытовых отходов.
В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.
Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Ежегодно в ДОУ проводится театральная неделя. Дети совместно с родителями и педагогами готовят постановки, выступления на экологическую тематику.
Тема родной природы является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Наши воспитанники вместе с родителями и педагогами пишут частушки, стихи, сказки о родной природе, придумывают загадки, которые публикуются в различных печатных изданиях.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Мордовского края». Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.