Нина Николаевна Зайцева
«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
Между детьми дошкольного возраста во время игр формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. и не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и порой мешают воспитательно- образовательному процессу в целом. Поэтому, мы, как педагоги должны быть внимательными и умело корректировать разногласия.
Публикация «„Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр“ (из опыта работы),» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Чувство симпатии, дружелюбия проявляются у многих детей очень рано- уже на втором, третьем году жизни, пяти- семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения : они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Поэтому с целью воспитания дружеских отношений нами, педагогами широко используется игра. Мы поощряем детскую дружбу не только всей группой, но и избирательную детскую дружбу. Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать философа, который не рассуждал бы о ней. Дружба- это важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика. Но часто можно наблюдать и такую картину, как один ребенок отбирает у другого игрушку, передавая ее своему другу. Проявляя заботу о друге,он не думает об остальных товарищах по группе, действует в своих целях и в ущерб им, такая дружба не имеет моральной основы. Характер детской дружбы, ее нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и потребности ее скрепляют, какие мотивы побуждают к действию.
Избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет строятся в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т. д.). Кроме того при выборе товарища оцениваются также определенные личностные качества, справедливость, организаторские умения, помощь товарищу, доброта, заботливость, четкое следование правилам игры и так далее. В игровой деятельности много обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно. Здесь педагог должен выступать не в роли учителя, а в роли старшего товарища. На поведение ребенка педагог может повлиять только через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре. В нашей старшей группе дети самостоятельно объединяются для совместной игры. проявляя дружелюбие, справедливость. Мы часто целенаправленно наблюдаем за игрой детей. При этом стараемся руководствоваться следующими показателями дружбы между детьми в группе :
-предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но не в ущерб другим;
-интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользование игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарища;
-проявлять заботу о товарище по группе. об общем деле. о развитие хорошей дружной игры,желание выручить товарища;
-уметь оценить себя (самооценка,обладать способностью поступиться личным желанием в сторону товарища, не получив при этом разочарования;
-Выражение дружеских отношений не по совету воспитателя;
-дружеские отношения не только в присутствие воспитателя, но и без него.
Обозначенные показатели являются для нас ориентиром. Мы стараемся развивать у детей старшего дошкольного возраста дружеские чувства и отношения, используя эти показатели. выявить уровень сформированности гуманных, дружеских чувств помогают также специально создаваемые игровые ситуации. когда в обычную игру включается нравственная задача, играющим нужно создать ситуацию трудного положения, в котором находится их товарищ. подумать, как его выручить. Примером такой ситуации может быть игра. Я проводила игру:"Не намочи ноги".На полу начертила болото. Дети по двое должны были перейти" болото" с одной стороны берега на другой, не намочив ног. Обоим давалось по две доски. С помощью досок им надо было перейти на другой" берег". Каждый ребенок клал одну доску на "землю". осторожно, переступая по ней, а другую держал в руках. Затем кладет вторую в направление движения, идет дальше и т. д. В первом варианте элемент соревнования снимается, т. е задачу перейти мост быстрее, не намочив ног, я не ставила. Когда дети подходили к середине "болота", у одного из играющих (будто бы) ломалась и уплывала доска (создавалась такая ситуация). Я ее длинной палкой подтягивала к " берегу".дети сами мобилизовали свой опыт и предлагали различные решения задачи. Условие: они должны добраться вместе. Дети предлагали одному добраться до берега и подтолкнув доски товарищу- помочь ему. другие предлагали отдать доску другу, а самому остаться одному на "болоте". Даже вспомнили пословицу:" Сам погибай, а товарища выручай". Все варианты обсуждались детьми. И дети не копировали друг друга, а проявляли активность и самостоятельность. Здесь и взаимовыручка, и взаимопомощь, и дружная игра. Дети сами делали умозаключения:"Как хорошо дружить".
Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует и в которой участвует воспитатель. еще не главный показатель уровня их нравственного воспитания. Но все равно их активность, догадливость, полноценное умственное развитие являются причиной правильного поведения.
-