Алла Сергиенко
Воспитание дошкольника в условиях современности: что важно знать родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Сергиенко Алла Николаевна педагог I-квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска №69 «Светофорчик»
г. Нижневартовск
Аннотация.
Современное состояние общества рождает огромные риски в сфере семейного воспитания :технический прогресс – формирует «планшетный» метод воспитания; экономический уклад жизни – «забирает» из семьи на заработки не только отцов, но и матерей; демографическая «малодетность» – провоцирует искажение нравственных основ и развитие эгоистических качеств. Воспитателю важно найти убедительные аргументы, чтобы показать эти проблемы и помочь родителям дошкольника.
Публикация «Воспитание дошкольника в условиях современности: что важно знать родителям» размещена в разделах
Ключевые слова: родители, дошкольник, современное общество, экономический уклад, семейное воспитание.
Современный период существования семьи характеризуется несколькими значимыми трендами, которые сильно влияют на развитие ребенка в самом раннем возрасте. Их полезно знать и учитывать воспитателям и родителям.
Проблема доступности электронных гаджетов. В настоящее время электронные планшеты становятся неотъемлемой игрушкой для ребенка,начиная с 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть. Родители радостно наблюдают, как их малыш уверенно включает приложения и сам может перемещать картинки на экране. Но! Этим милым и «лёгким движением пальчика» формируется, так называемое, «кликовое сознание»–способ взаимодействия с окружающим миром «по мановению пальца» : щёлк! – и герои игры беспрекословно выполняют твои команды. Ребенок всем своим существом впитывает эти электронные правила и воспринимает их «за чистую монету». Как следствие, в реальной жизни он будет общаться методом «по щелчку» : щёлк! – и забрал чужую игрушку. А второй ребенок, такой же продвинутый пользователь планшетных технологий:щёлк! – и по голове. Первый искренне не понимает, почему нельзя брать, а второй также искренне не понимает, почему нельзя бить. Но в реальной жизни нужны эмпатия, способность договориться, труд, терпение. А это-то как раз и не развивается. Очень актуальны слова современного детского доктора, автора популярных книг и телепрограмм о детском здоровье, Комаровского Е. О. : «Степень риска на сегодня никому не ведома: и мы, и наши дети — участники грандиозного эксперимента в масштабах всего человечества…Но родители могут быть для своего ребенка примером адекватности и большим авторитетом по сравнению с мобильным устройством. Если с телефоном лучше и интереснее, чем с папой, так вам никто не поможет".
Проблема занятости обоих родителей материальным обеспечением семьи. За последние 25 лет нашему обществу искусственно навязан потребительский образ жизни в экономической оболочке. Родители буквально «живут на работе», а ребенок большую часть времени живет без них в садике. И дети не видят, КАК их мамы и папы трудятся, как вкладывают свои силы в благополучие семьи. При этом теряется самое главное – образ родителей, как уважаемых и созидающих людей. Это колоссальная потеря! Потому что взамен у него закрепляется представление о родителях, как об ограничителях свободы.
Как это бывало раньше? В старорусской общине мальчики с ранних лет работали с отцами рядом: маленькие помогали, чем могли, ате, кто постарше – начинали осваивать инструментальные работы и т. п. Каждый из отцов имел свои обязанности, с которыми он справлялся лучше всех, и его уважали замастеровитостьи ответственность. А для мальчишки на неосознаваемом уровне рождались радость и гордость за своего Отца. Формировалась стратегия созидательной жизни – быть похожим на отца, чтобы и самому испытать такое же уважение! А девочки осваивали женские качества – терпение, мягкость, способность создавать уют – рядом с мамами: вышивали, украшали дом, ухаживали за растениями и т. д.
Такой способ взаимодействия мамы с дочкой, а папы с сыном, позволяет ребенку гораздо быстрее осваивать науку самообучения и саморазвития за счет расширения так называемых «зон ближайшего развития», о которых целые главы написаны в известнейших книгах Ю. Б. Гиппенрейтер: «Зона делаем вместе – золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее».Но сейчас нашему обществу искусственно внушили, что главный критерий оценки человека –количество заработанных денег. И теперь только кто-то один в сообществе может стать лучшим, т. е. самым богатым. Отцам это дает бессмысленную гонку в сравнении, а маленьким мальчикам –бесплодность мечтаний о самоуважении. В рамках короткой статьи невозможно подробно описывать этот механизм, поэтому просто обозначаемого как факт. Не менее страшным, с воспитательной точки зрения,является то, что и мамы попали в эту же самую ловушку – они вынуждены зарабатывать, именно это стало их основной функцией. Женщина вообще по сути своей не может быть сравнима ни с кем, ни по каким критериям! А уж тем более с мужчинами!
Демографическая проблема – один ребенок в семье. Многодетность – это еще один важнейший элемент воспитательной среды, системное влияние которого в современном обществе утрачено абсолютно. Причем настало время, когда у ребенка нет даже двоюродных братиков и сестричек. При этом бабушек и дедушек на одного малыша целых четыре. И ребенок очень-очень рано, до 3-х лет на неосознанном телесном уровне впитывает каждой клеточкой тела: весь мир крутится вокруг меня, все мои желания должны исполняться без исключения. Так рождаются и вырастают эгоцентрики, не способные к проявлению участия, дружбы, благодарности.
В традиционных многодетных семьях без воспитательных сентенций, в естественном бытудети осваивали базовые духовно-нравственные ценности русской жизни. Во-первых, они понимали, что не мир крутится вокруг тебя одного, а ты – часть этого мира, и все живут для всех – так формировалось понимание важности общего, совместного, целостного. В противовес сегодняшнему времени, когда усиленно формируется эгоизм, и личные приоритеты ставятся выше общих. Во-вторых, дети объективно вынуждены были расти умелыми и самостоятельными, поскольку им приходилось многое делать самим. Не родители обслуживали их быт, как это сейчас происходит, а каждый ребенок вносил посильный вклад в семейный уют и бытие. Есть к счастью такие примеры и в наше время, но это исключение из общепринятых норм. Вот что говорил Н. М. Амосов, великий советский врач, академик, о семье Бориса и Лены Никитиных «В семье нет даже тени муштры, строгого режима, расписания… одно приятно поражало: шкала моральных ценностей начиналась не с вещей и престижа, а с труда, доброты и сопереживания близким и товарищам». И в третьих, дети овладевали нравственным принципом «по справедливости» и «по совести» также просто, как родным языком. А это уже весь комплекс нравственных оснований, которые и делают человека человеком.
Выводы. Мудрый воспитатель старается выстроить правильную систему отношений с родителями. И если это получается, то ребенок чувствует себя более адаптивным, успешным, счастливым. Наш опыт показывает, что многие из молодых родителей с пониманием готовы применять эти знания в своих семьях, и что надо помогать им восстанавливать эту простую, но такую важную информацию, особенно учитывая, что родители, чьи дети сейчас посещают детские сады,и сами относятся к поколению «интернет-воспитанников»!