Анастасия Сажина
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о мелкой моторике»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Публикация «Консультация для родителей „Что нужно знать родителям о мелкой моторике“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Мелкая моторика – это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. С самого раннего возраста ребенок учится управлять своими руками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками - формируется пинцетный захват. Затем он учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш.
Мелкая моторика оказывает влияние на речь, память, мышление и воображение. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные задания.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т. д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, мультиварки, стиральные машины, посудомоечные машины, моющие пылесосы, компьютеры. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек, завязывание шнурков и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики становится лепка, а также развивающие игры с использованием различных пластичных материалов. Начиная с трёх летнего возраста (а под присмотром родителей и раньше) можно и нужно давать ребенку лепить простые фигурки, постепенно усложняя задания.
Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Очень полезная процедура – массаж рук. Берем орехи со скорлупой или массажный мяч, кладем на стол, и предлагаем малышу покатать их по столу ладошками. Покажите, как можно спрятать орех в крупе, и потом найти его. Можно спрятать орех в миске с рисом, дети любят ковыряться в мелких предметах. Можно насыпать крохе на поднос манку или муку и показать, как хорошо по ней рисовать пальчиками или даже всей ладошкой. Интересное занятие и пересыпание разных круп из одной посудины в другую.
Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных для нас занятиях. Для этого совсем не нужно тратить много денег. Стоит лишь подключить ребёнка к различной работе, давать ему интересные занятия.
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание развитию мелких групп мышц у детей. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях по лепке, рисованию, конструированию; занятий с использованием массажных мячей и пальчиковых разминок и игр, со стихами и скороговорками. Также воспитателями организовывается самостоятельная деятельность детей с использование дидактического материала, конструктора, настольных игр, таких как пазлы, шнуровка и т. д.
Большую роль играют физкультурные занятия, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мячей и многое другое).
Навыки, приобретенные на занятиях в дошкольном учреждении, необходимо подкреплять и совершенствовать дома при активном участии родителей. Ведь «руки» – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени как при помощи воспитателей, так и при помощи родителей. И только работая вместе, сообща, мы сможем добиться высоких результатов в развитии наших детей.