Папки-передвижки

«Загадки зимнего леса». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для дошкольников (7 фото)

Ольга Грунтова
«Загадки зимнего леса». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обогащение представлений детей о диких животных.

Задачи.

«Загадки зимнего леса». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для дошкольников

Образовательные:

Сформировать у детей начальные представления о подготовке диких животных и птиц к зиме, а именно рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.

Фото «Загадки зимнего леса»

Развивающие :

Активизировать познавательную деятельность ребят.

Темочки:

Развивать эмоциональные отзывы детей на литературные произведения, интерес к ним.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Воспитывать бережное отношение к природным объектам.

Активный словарь: побуждать использовать в речи слова- гайно, хатка, петлять, линять и т. д.

. Конспект открытого занятия по познавательному развитию для дошкольников - фото

Демонстрационный материал и оборудование: проектор, мольберт, деревья из фанеры, искусственные ёлки, кусок ветки, голубая ткань для речки, игрушки белки, медведя и бобра, макеты грибов.

Раздаточный материал: д/и «Помоги бобру построить хатку».

Предварительная работа: отгадывание загадок о диких животных; проведение д/и «Животные и их жилища», чтение рассказов о диких животных, просмотр презентации «Как звери к зиме готовятся?», чтение и обсуждение речевых логических задач.

Фото №1 Цель обогащение представлений детей о диких животных

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.

Мотивация заинтересованности:

Воспитатель просит детей прослушать слова и сказать, к какому времени года они относятся: снежинка, коньки, снеговик, лёд, Новый год. (Зима) Далее педагог зачитывает набор слов, дошкольники должны сказать, что обьединяет эти слова: деревья, лесник, грибы, дикие звери, ягоды, дровосек. ( Предполагаемые ответы: эти слова относятся к лесу). Воспитатель интересуется, если объединить слова «зима» и «лес», что получится? ( После совместных рассуждений дети отвечают: зимний лес). Педагог хвалит ребят за ответы и сообщает, что сегодня они отправятся в зимний лес, чтобы разгадать все его тайны.

Фото №2 Образовательные Сформировать у детей начальные представления о подготовке диких животных и птиц к зиме а именно рассказать о питании жилище способе добывания и запасания пищи на зиму

2. Основная часть.

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи!

Ты же видишь - мы свои!

На пути ребятам встречается дерево с клоком шерсти. Воспитатель интересуется, откуда на коре мог остаться клок шерсти? ( Предполагаемые ответы: это заячья шерсть. Осенью заяц линяет, при этом он трётся об кору деревьев, на коре или ветках кустов может остаться куски шерсти). На экране проектора появляется изображение – белый заяц. Педагог хвалит детей за правильный ответ и обращает внимание на следы заячьи, почему они такие запутанные? (Это заяц петляет, убегая от врагов). Далее дошкольники рассказывают, какие есть помощники у зайцев, чтобы быстро убежать от преследователей? Чем зимой питается заяц? (Питается корой и веточками деревьев. Помощники: чуткие длинные уши, сильные задние лапы и заячьи «лыжи» - на лапах к зиме отрастает густая шерсть, которая раздвигает пальцы, лапа становится похожая на лыжню). Педагог хвалит детей, и они отправляются дальше:

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

(ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

(Ходьба в полуприседе)

По дороге встречают следы зверя (картонное изображение). Взрослый интересуется, чьи это следы и почему они «петляют»? ( Предполагаемые ответы детей: это следы медведя, потому что он оставляет косолапый след. Осенью медведь долго бродит по лесу, запутывает следы, прежде чем залечь в берлогу, чтобы никакие посторонние звуки его не отвлекали). Воспитатель говорит, что не будем будить косолапого, пусть спит в своей берлоге до весны, и предлагает ребятам поиграть в игру, которая поможет вспомнить все факты о медведе.

Актуализация знаний. Проводится д/и «Трик-трак» :

Цель: формирование знаний дошкольников о жизни медведя в лесу и о том, как он готовится к зиме.

Ход игры:

Дети сидят на стульях, педагог зачитывает предложения. Если утверждение о медведе правильное, то ребята говорят: «Трик-трак, это так», а если нет, то отвечают: «Трик-трак, это не так».

1) Медведь ест только растительную пищу. (-, он всеядный).

2) Медведь осенью нагуливает жир. (+)

3) Жилище медведя называется хатка. (-, он живёт в берлоге).

4) К зиме медведь линяет. (+)

5) Медведь залегает на зиму в спячку. (+)

6) Медвежата у медведицы родятся весной. (-, это не так. Они рождаются в берлоге зимой).

Дети вместе с воспитателем двигаются дальше, повторяя чистоговорку:

Ма-ма-ма – в лес пришла зима.

Ме-ме-ме – рады мы зиме.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ать-ать-ать – мы идём гулять.

Дошкольники видят маленькую ёлку и на ней грибы. Воспитатель просит прослушать проблемную ситуацию.

Речевая логическая задача «Почему на кусте выросли грибы?» :

«Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут ещё вырасти на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с Димкой что-то не слыхали. – И не может этого быть,- сказал Димка, когда соседский мальчишка стал рассказывать про грибы, которые он видел на кустах. - Не может быть! Это, наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы.

Соседский мальчишка обиделся. – Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел – самые настоящие грибы: подберёзовики, белые, подосиновики. Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда весь усыпан грибами. Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка обрадовался:

«Ага, что я говорил! Вот они – грибы!». «Грибы-то, грибы,- говорю я,- да только не растут они. Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно засунуты между ветками».

После прочтения воспитатель интересуется у дошкольников, кто грибы засунул между веток? Зачем ему это нужно? (Это белкины запасы на зиму, так она сушит грибы). Педагог переворачивает дерево, на нём сидит белка. Воспитатель просит ребят сказать, какие ещё запасы делает белка на зиму? Где живёт? Что происходит с её шерстью осенью? Воспитатель хвалит ребят за ответы.

На экране проектора – изображение норы и следы рядом с ней. Педагог задаё т ряд уточняющих вопросов:

- Кто из известных детям зверей может строить себе норку? (Лиса и барсук).

- Кто из этих двух животных может зимой гулять по лесу и оставлять следы на снегу? (Только лиса, так как зимой барсук спит). На экране появляется изображение лисицы. Педагог говорит, что рыжая красавица просит составить рассказ о ней.

Проводится речевая игра «Расскажи о животном» :

Цель: формирование умения составлять небольшой описательный рассказ о диком животном, используя план-схему.

Наглядный материал: план-схема, картинка лисы.

Ход повествования:

Один из желающих детей, используя схему, составляет небольшой рассказ: «Это лиса. У неё есть туловище, спереди голова, сзади хвост, 4 лапы. Тело покрыто шерстью. Живёт в лесу. Её жилище называется нора. Она – хищница, питается мышами, зайцами, птицей. Её детёныш называется лисёнок. Она тявкает. Приносит пользу лесу – поедает больных зайцев, тем самым помогает больным животным не распространяться по лесу».

Далее дети подходят к «ручью» (голубая ткань, вокруг деревья, кусок ветки). Педагог интересуется, какое лесное животное может жить у ручья? (Бобр). Воспитатель просит дошкольников найти доказательство присутствия здесь бобра. (Ветка дерева, которую мог отгрызть бобёр, чтобы сделать запасы на зиму). Взрослый достаёт бобра (игрушку). Педагог сообщает, что бобёр не успел сделать себе жилище на зиму, поэтому ребятам надо помочь.

Актуализация знаний. Проводится д/и «Хатка для бобра» :

Цель: активизация знаний детей о жизни бобра.

Раздаточный материал: плоскостные магнитные ветки деревьев – на каждого ребёнка, изображение бобра.

Фото №3 Формировать умение устанавливать причинно следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных

Ход игры:

Дети садятся на стульчики перед мольбертом. Воспитатель даёт установку – необходимо каждому ребёнку вспомнить один факт о бобре, при этом дошкольник помещает ветку рядом с бобром. Когда все дети выскажутся, у бобра появится хатка из веток.

1) Бобер живёт у лесных речек.

2) Его жилище называется хатка.

3) Вход в хатку только под водой.

4) Хатка состоит из веток, скреплённых между собой глиной и илом.

5) Бобёр на зиму не впадает в спячку.

6) Всю осень бобры строят или ремонтируют свои жилища и заготавливают себе корм – ветки на зиму.

7) У бобров есть «холодильник» - под водой складируют запасы веток.

8) Кожа бобров выделяет жир, который смазывает шерсть, поэтому вода не впитывается и бобрам не холодно даже зимой.

9) Бобры живут семьями.

10) Во время зимних холодов бобры плотно сбиваются друг к другу, чтобы лучше сохранить тепло.

11) Хвост у бобра служит «рулём» при плавании, а также бобры своим хвостом стучат по воде, сигнализируя других об опасности.

12) Бобры занесены в Красную книгу.

Педагог хвалит ребят, что смогли бобру построить хатку.

Сообщает, что путешествие в лес подходит к концу, так как они смогли разгадать все загадки леса.

3. Заключительная часть.

Воспитатель интересуется у детей, каких ещё животных вместе с медведем и барсуком они никогда не встретят в зимнем лесу? (Ежа, бурундука, лягушек, змей, ящериц). А какие животные не впадают зимой в спячку, как и заяц, белка и лиса? (Волк, лось, олень, кабан).

Педагог хвалит дошкольников за занятие.

Фото №4 Развивающие Активизировать познавательную деятельность ребят
Публикации по теме:

Фотозарисовка «Загадки зимнего леса»Фотозарисовка «Загадки зимнего леса» Хочется поделиться со всеми нашей красотой зимнего леса. Простые человеческие ценности – побывать в лесу, покататься на лыжах, полюбоваться.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жители зимнего леса» с использованием ИКТ Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях леса в зимнее время года. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные изменения в живой и неживой.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст)Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст) Цель : учить детей создавать картинку зимнего лес, создавать выразительный образ снеговика; побуждать к поиску оригинальных способов рисования.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Загадки зимнего леса». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 17:37
+238Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Загадки зимнего леса». Конспект открытого занятия по познавательному развитию для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Грунтова (УИ 213880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД