Ольга Симанова
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое прекрасное, что мы можем испытать,
это ощущение тайны.
Она источник всякого подлинного искусства и науки.
Тот, кто никогда не испытывал этого чувства,
кто не умеет
остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом,
тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»
Альберта Эйнштейна
Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Александровна, я педагог-психолог МКДОУ Детский сад «Лесовичок» п. Чална и сегодня хотела бы представить Вашему вниманию опыт работы в сенсорной комнате.
Публикация «„Волшебный мир сенсорной комнаты“» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2024
Недавно к нам в сад приезжали молодые педагоги со специалистами ИПКРО и когда мы проводили экскурсию по нашему саду, то мне задали вопрос, а любят ли дети ходить на занятия с психологом или боятся? И я ответила, что воспитанники нашего детского сада с нетерпением ждут, когда я приглашу их в свою «волшебную комнату» (комнату психологической разгрузки, комнату релаксации, а иногда даже прям упрашивают, что б я взяла их на занятие.
Чем же привлекают ребят такие занятия?
У нас новый детский сад, ему 3 года, и в саду по проекту предусмотрены 3 учебных класса. Мы думали, как нам задействовать эти помещения и создали пространства для работы с детьми – «Кабинет безопасности», «Эколаборатория» и «Сенсорная комната или волшебная комната».
«Волшебная комната» - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Такой уголок для уединения или подгрупповой работы с детьми позволяет более эффективно использовать различные методы психокоррекции и психопрофилактики.
Для детей открывается сказочное, сверкающее огнями помещение, в котором царит загадка, и дети находятся в предвкушении замечательного путешествия, во время которого им предстоит перевоплощаться во множество ролей, играть в интересные игры, веселиться и расслабляться.
Наша «волшебная комната» обладает выраженной полифункциональностью. В ней при наличии света (поднятые шторы, включенный свет) можно проводить занятия без использования светового интерактивного оборудования, если же создать темноту, то можно погрузиться в мир красивого света и мерцания.
В МКДОУ Детский сад «Лесовичок» -11 групп, 2. воспитанников, из них с ОВЗ – 6 (5-ТНР, 1-ЗПР)
Конечно, сенсорному развитию детей с ОВЗ отводится особое внимание. Всегда к детям с ОВЗ сложнее найти подход, заинтересовать их, но нахождение в этой комнате ребенок не воспринимает, как лечение или обязанность. Для него это игра, веселая и интересная. Сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции ЦНС. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Занятие педагога-психолога в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
1. Ритуал приветствия (вхождения в волшебную комнату)
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).
5. Ритуал прощания.
Наполнение сенсорной комнаты :
Детская сенсорная дорожка
Дорожка с различными наполнителями. Съемное крепление позволяет менять последовательность их расположения. Ходьба по ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по дорожке увлекательным и полезным. Дорожка может использоваться в качестве оборудования и для светлой, и для темной сенсорных комнат. Восприятие дорожки меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» надо в полутьме, не меняя тактильных ощущений, он обостряет их. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках. Хождение по дорожке почти всегда комбинируется с заданиями (закрепление цвета, формы, обобщающих понятий и т. д.)
Пуфик-кресло «Груша» с гранулами
удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.
Задание:
1. Ребенок-путешественник преодолел горы, жару, препятствия (перебрался через мягкие модули) в пустыне и добрался до оазиса (ложится на пуфик, где прохладно, щебечут птицы, вода (слуховой образ).
Воздушно пузырьковая колонна
По колонне поднимается бесконечное число воздушных пузырьков и происходит смена цвета- активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Задание:
1. Дети встают напротив колонн с пузырьками и шариками и представляют, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх.
2. Взрослый предлагает детям превратиться в мышат. Они увидели сырные шарики, им захотелось есть. Все подбежали к колоннам и стали «ловить» свои любимые (по цвету) лакомства. «Поймали», «поели», погладили свои животики. Сонным писком показывают, что хотят спать. Укладываются спать.
Детский игровой сухой душ с фиброоптическими волокнами
предназначен для создания положительного эмоционального настроения, усиления тактильной чувствительности.
Разноцветные волокна спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Потолком сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные волокна стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» можно спрятаться от внешнего мира.
Сухой душ может использоваться как один из ритуалов перед началом работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, то ему не нравится, в себе, то что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания. Под сухим душем можно избавится от страхов, от злости, от неуверенности в себе.
Игры и занятия с использованием «Сухого душа» доставляют детям огромное удовольствие, формируют устойчивый интерес к самостоятельному решению сенсорных задач.
Сухой бассейн
В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику.
Занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Имея безопасную опору, ребенок в то же время может двигаться, ощущая постоянный контакт тела с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция перцептивной и тактильной чувствительности.
Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.
Световой стол для рисования песком.
Используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогащения восприятия и воображения. Упражнения развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Комплексное воздействие на психику обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение.
Проектор «Релакс»
Выводятся на стену проекции «Космос», «Океан», «Лес». Помогает расслабиться, оказывает зрительную стимуляцию, развивает фантазию.
Задания:
1. Ребенок «собирает» звездочки в кулачок, затем он раздает звездочки остальным детям, называя свое имя, в ответ дети называют свои имена.
3. Найти на небе свою звездочку и сказать, какого она цвета, сколько звездочек справа и слева, найти пару звездочке и т. д.
Прозрачный мольберт
Прозрачный мольберт – является одним из средств отражения предметного мира. Рисование на нем один из основных способов самовыражения ребенка. В сравнении с примитивным рисованием, стекло дарит новые визуальные впечатления и сенсорные ощущения. На таком приспособлении хорошо заниматься нетрадиционным рисованием (рисовать пальчиками, штампиками, ватными палочками и т. д.) наносить образ густыми красками. В процессе работы ребенок учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.
Задание:
1. "Дополни образа".
Двое детей садятся за один мольберт друг напротив друга. Тема рисования так же одна на двоих.
Фокус в таком занятии в том, что каждый воспроизводит в рисунке свою мысль и дополняет ее оппонента. Это как рисовать двоим на одном листе. Один нарисовал дерево, второй листья, один- облака, второй- солнце. и так коллективно зарождается композиция.
Основная задача такого рисования это развитие сенсорного восприятия (визуальное восприятие).
Так же в сенсорной комнате имеется интерактивная доска и различные сенсорные материалы (коробки).
В сенсорной комнате так же проводятся занятия с родителями и педагогами.
Таким образом, за время, проведенное в «волшебной комнате», мои воспитанники получают необходимую психоэмоциональную и психомышечную разгрузку, заряд положительной энергии.