Людмила Дудина
«Волшебный мир батика». Узелковая роспись по ткани
1. Работа на плоскости. Тема: узор «Мое солнышко» на салфетке.
Задачи. Вызвать у детей интерес к узелковой росписи. Освоение узелковой росписи «бандан» при окрашивании ткани в два цвета. Развитие мускулатуры детских рук.
Публикация «„Волшебный мир батика“, Узелковая роспись по ткани» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Узелковый батик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Предварительная работа. Беседа об одном из древнейших видов росписи ткани – батике в технике «бандан». Рассматривание простейших изделий в данной технике, выполненных детьми, воспитателями, преподавателем ИЗО и их высокохудожественных изображений на бумажных или электронных носителях.
Привлекаемые средства (материалы, инструменты, оборудование). Изделия, выполненные в технике «бандан». Фото, иллюстрации, электронные носители (по теме).
Краска для ткани двух контрастных цветов (желтый или светло-оранжевый и голубой или синий). Сосуды с водой. Лоскуты светлой (желательно – белой) ткани квадратной формы. Камешки, орешки или круглые пуговицы. Прочные нитки или проволока.
Привлекаемые искусства: дизайн, декоративно-прикладное искусство, литература.
Содержание занятия.
На предыдущем занятии произошло знакомство детей с некоторыми видами батика.
А на этот раз они должны попробовать свои способности художников по росписи ткани в технике «бандан».
Преподаватель ИЗО (или воспитатель) предлагает дошкольникам загадки, разгадка которых поможет им узнать, на какую тему будет выполняться узор в данной технике.
Загадки (на выбор педагога)
• Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
• Без него плачемся, а как появится – прячемся.
• Что выше леса, краше света, без огня горит?
• Один костер весь мир согревает.
• Взойдет Егор на бугор – выше леса, выше гор.
С бугра спускается, за травой скрывается.
• Встану я рано, бело да румяно,
Да как распущу золотые волосы,
Да выйду на гору,
И человек, и зверь возрадуется.
Итак, дети теперь знают, что им следует сделать узор на салфетке в виде солнца. Педагог рассказывает и показывает, как это осуществляется на практике.
Желательно использовать следующий алгоритм.
Алгоритм
«Последовательность создания узора «Мое солнышко»
на салфетке узелковой росписью «бандан» в два цвета»
Но прежде ребята делают пальчиковую гимнастику.
Последовательность выполнения узора:
1. Сначала берется лоскут ткани, который хорошенько смачивается водой и тщательно выжимается.
2. В середину лоскута кладется круглый камешек, орешек или пуговица.
3. Этот шарик крепко обвязывается прочной ниткой или проволокой.
4. Следующая операция заключается в том, что ткань надо закрасить погружением в раствор красителя (желтого или оранжевого) тем участком, где завязан круглый предмет. Остальная же часть салфетки придерживается обычными бельевыми прищепками.
5. Вынимаем окрашенную часть ткани (с шариком, прихватываем прищепками и опускаем концы салфетки в другой сосуд с раствором голубого или синего красителя.
6. Закончив процесс окрашивания, освобождаем шарик от завязки и, еще влажную салфетку, проглаживаем горячим утюгом.
Так как завязанные нитками шарики (камешки, орешки или круглые пуговицы) были разнообразными по размеру, то и узорчатые «солнышки» тоже окажутся неожиданно разными – у каждого ребенка свое. Поэтому каждый может сказать про него – «Мое солнышко».
В заключение занятия объявляется игра «Какое мое солнышко?» Дети должны придумать как можно больше выразительных прилагательных к слову «солнышко». Например: ласковое, красивое, искрящееся, щедрое, веселое, доброе, сияющее, лучистое. играющее и т. п. Победители поощряются приятными призами.