Старокожева Олеся Алексеевна
Урок по музыке «Волшебная палочка дирижёра»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Волшебная палочка дирижёра»
Цель: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях; воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты:
Публикация «Урок по музыке „Волшебная палочка дирижёра“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;
- создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;
- расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;
- работать над созданием художественного образа в песне.
Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать
Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с колонками, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой передайте всем присутствующим свое хорошее настроение. Как обычно мы свой урок начнем с распевки
-А скажите пожалуйста зачем мы распеваемся -O-(ответы детей)
Ребята ответьте мне на вопрос своими слова, а что такое музыка -O-?
(это искусство, это настроение, а настроение у нас у всех хорошее поэтому давайте исполним гимн музыке)
II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
- Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке? (в музыкальном театре)
- Что такое музыкальный театр? (мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир, в котором живет музыка).
- Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
А что ребята мы с вами должны вспомнить прежде чем отправиться в путь?
- Но для начала вспомним правила поведения в театре, в концертном зале.
Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.
Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда артистам.
- Ребята давайте возьмем это правила с собой в музыкальный рюкзачек и отправимся в путь.
- А мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.
Слушание фрагмента из балета “Щелкунчик”
- Скажите мне пожалуйста, а какие чувства у Вас вызвала это произведение?
- Кто исполнил эту музыку? (симфонический оркестр)
- Что такое оркестр?
Оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок?
Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.
- Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра.
- Интересно, как им удается играть так согласованно? Может, есть главный в оркестре? (Дирижер, он держит в руках палочку)
Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит.
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет.
-А как назвать волшебника, кто, ребята, знает? (Дирижер)
-Кто является главным в оркестре?
-А каким волшебным инструментов владеет дирижер?
-С помощью чего он управляет оркестром? (палочки)
-Казалось бы палочка такая маленькая, но все внимание оркестрантов сосредоточенно на ней.
Сегодня мы посвящаем свой урок палочке дирижера.
Наша тема урока : Волшебная палочка дирижера.
- Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.
- А вы уже догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Сегодня мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Тема урока называется “ Волшебная палочка дирижёра”.
III. История возникновения дирижерской палочки.
- Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?
- Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.
- Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
- У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.
- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”.
- И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.
- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
(показ дирижерской палочки)
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “ДИРИЖЕР” и подумаем, какова основная роль дирижера.
Организуем выступление шумового оркестра.
1 ряд хлопает в ладоши
2 ряд стучит деревянными карандашами
3 ряд поочередно стучит ладонями по парте
(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)
- У нас получился оркестр?
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
- Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?
Дирижер направляет и управляет оркестром
- Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
- Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
Профессия дирижера на первый взгляд кажется очень простой, а на самом деле дирижер должен обладать хорошей физической формой.
- Какими качествами должен обладать дирижер?
- Известный дирижер ответил так : “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.
- В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Вы должны знать имена дирижеров, это наша история, это великие люди, это достояние нашей страны.
Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.
Евгений Светланов, - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).
Вероника Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).
Владимир Ашкинази, - пианист дирижер
Владиммир Спивакомв — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.
Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) [1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998). - Велика роль дирижера в оркестре, велика роль дирижерской палочки, так скажите мне пожалуйста почему палочку дирижера называют волшебной -O-?
- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.
- Ребята, а наше удивительное волшебное путешествие подходит к концу, так давайте подведем итоги:
- Почему палочку дирижера называют волшебной?
- Молодцы! Вы все хорошо поработали на уроке! Думаю, что оркестр - это дружный коллектив. Давайте вспомним и исполним песню о дружбе.
Исполнение песни “Дружба - это не работа”