Анна Радулова
Опыты с водой «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОЛШЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
(интегрированное занятие в средней группе)
Цель: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде; вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, форма).
• Рассказать о значении воды в жизни человека и окружающей природы.
• Познакомить с техникой рисования монотипия.
Развивающие:
Публикация «Опыты с водой „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, вода растворитель
• Уточнить значение её для всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде. Развить речь, мышление, любознательность, наблюдательность детей; Развить умение давать полные ответы на вопросы, обогащать словарь детей; Воспитывать бережное отношение к воде.
• Развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Материал и оборудование: лист белой бумаги, кубик маленький и шарик, капелька, нарисованная на бумаге. Картинки, обозначающие свойства воды. Инвентарь для опытов : геометрические фигуры, стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, молоко, трубочки, губки, ложечки, салфетки, альбомный лист бумаги, гуашь, стаканы, кисточки, палитры, аудиозапись шум моря.
Ход занятия
В: «Ребята, посмотрите как много гостей к нам пришло в гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им. А теперь поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Дети смотрят своему соседу в глаза. Передают хорошее настроение друг другу. Дети садятся на ковер.
В: Дети, отгадайте загадку и если вы правильно отгадаете загадку, то мы услышим, чью-то песенку.
Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это?
Д: Вода
В: правильно. (Включает звук ручья, моря, шум воды.)
Ребята, закройте глазки, сделайте глубокий вдох и выдох. Послушайте шум моря, как плещется вода, вспомните, как вы плавали на море летом, грелись на солнышке. Как капельки воды нежно обнимали ваше тело. Улыбнитесь солнышку, поздоровайтесь с ним. А теперь открываем глазки, вспоминаем, что мы с вами в садике и нас ждут великие дела. Скажите вам понравилось побывать сейчас на море?
Ответы детей.
В: сегодня мы с вами превратимся в ученых и изучим свойства воды. Для этого у меня есть волшебная палочка. Сейчас вы закроете глазки, я взмахну волшебной палочкой, скажу волшебные слова «Крекс, Фекс, Пэкс» и мы окажемся в секретном месте.
Воспитатель произносит волшебные слова, колдует.
В: Открывайте глазки, осмотритесь вокруг. М ы с вами оказались в секретной лаборатории. Теперь мы ученые и нам предстоит изучить свойства воды. Но прежде вам необходимо занять свои места. Я вам раздам билеты - геометрические фигуры. Вам необходимо найти за столом свой билет и занять там место.
Но прежде вспомним название геометрических фигур, цвет.
Дети называют геометрические фигуры, обращают внимание на их цвет. Находят на столе такую же фигуру и садятся на места. В это время воспитатель включает шум моря, дождя, ручейка.
В: Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.
Опыт №1 : “Вода-жидкость”
Воспитатель дает детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Предлагает аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
В: Что происходит с водой?
Д: она льется.
В: Почему она льется? (Предположения детей). Вода льется, потому что она жидкая. А из чего состоит вода?
Д: из капелек
В: уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены капельки? Может они держатся крепко друг за друга? Или может быть они гуляют рядышком?
Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель вызывает несколько человек к доске и просит крепко взяться за руки, обняться.
В: А теперь я попрошу вас двигаться. Получается?
Д: нет
В: А теперь я попрошу вас расслабить руки. Взяться за руки легко и никого не притягивать к себе, не обнимать. Теперь вам удобно двигаться? Вы можете свободно перейти из одного места в другое?
Д: Да.
В: Все верно. Точно так же и частички воды, они называются молекулы, если они близко расположены друг к другу, то вода твердая, лед. А если молекулы свободно двигаются, то вода может перетекать из одного сосуда в другой.
Какой вывод мы можем сделать?
Д: Жидкая.
В: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Воспитатель вывешивает на доску знак жидкой воды.
Опыт №2 : “У воды нет формы”
Воспитатель достает и показывает детям куб, шар, высокую вазу или пробирку, круглую емкость, квадратную емкость, вообще можно взять любой формы.
В: посмотрите на эти предметы. Какая у них форма?
Д: это куб. Это шар. А это высокая вытянутая ваза.
В: Как думаете куб покатится? А если покатится он изменит свою форму? А если постучать кубом по столу? Он изменит свою форму?
Воспитатель может сам продемонстрировать опыт, а может вызвать ребенка
Д: форма куба не изменилась.
В: теперь попробуем покатить шар. Он катится? Он изменил свою форму?
Д: Нет, шар свою форму не изменил.
Воспитатель берет круглую емкость.
В: сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?
Д: вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
В: другими словами она приняла форму этой ёмкости. А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба, что с ней произошло?
Д: вода стала кубиком.
В: верно, она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?
Д: нет, вода формы не имеет.
В: какой вывод мы с вами сделаем?
Ответы детей.
В: все верно. Вода принимает форму того предмета, в который ее нальют.
Воспитатель вешает на доску знак того, что вода не имеет форму.
Опыт №3 : “Вода не имеет вкуса”.
Воспитатель предлагает детям через соломинку попробовать чистую воду.
В: скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус? (Ответы детей).
В: правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”
В: добавьте в воду ложечку соли? Попробуйте на вкус. Какая вода?
Д: вода будет соленая.
В: а если мы добавим в воду сахар? Какая будет вода?
Д: вода будет сладкая.
В: ребята, подумайте. Если в воду накапать лимона. Какой вкус будет у воды?
Д: вода будет кислая.
В: какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей.
В: все верно сама вода не имеет вкуса. Но если в нее что-то добавить, то ее вкус изменится.
Воспитатель вывешивает картинку отсутствия вкуса у воды.
Опыт №4 : Вода не имеет запаха
В: дети, возьмите в руки стакан с чистой водой и понюхайте воду. Чем пахнет вода?
Д: ничем не пахнет.
В: правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах? Возьмите ложечку и положите в стакан с водой кофе или ломтик лимона. и понюхайте воду. Чем она пахнет?
Д: вода пахнет кофе или лимоном.
В: какой вывод мы сделаем?
Ответы детей.
В: все верно. Чистая вода не имеет запаха. Она пахнет тем, что в нее положили.
Воспитатель вывешивает картинку отсутствия у воды запаха.
Опыт №5 : “Вода прозрачная”
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги. Этот опыт может показать воспитатель или два ребенка или воспитатель и ребенок
В: какого цвета бумага и молоко?
Д: бумага и молоко белого.
В: а вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Д: нет, она бесцветная.
В: сейчас мы в этом убедимся.
Воспитатель в стакан с водой кладет ложечку, один ребенок кладет ложечку в стакан с молоко.
В: в каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.
Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Д: вода прозрачная, а молоко нет.
В: уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Как называлась сказка, в которой текла такая речка?
Д: сказка называется «Гуси-лебеди».
В: могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель может стакан с водой поднести к окну и обратить внимание детей на солнечный лучик, который свободно проходит через чистую воду. Ребенок поднесет стакан с молоком к окну и дети увидят, что солнечный лучик не проходит через молоко.
Д: Нет не могли. Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
В:все верно вы сказали. Какой вывод мы сделаем?
Д: вода прозрачная.
Воспитатель вывешивает соответствующую картинку.
Опыт №6 : “Вода - растворитель”
В: ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
“Белый камень в воде тает” (сахар)
“В воде родится. А воды не боится” (соль)
- Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Д: потому что они в ней исчезают, растворяются.
В: поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар, хорошо размешайте. Что произошло?
Д: они растворились.
В: какой вывод мы с вами делаем?
Д: вода растворитель
Воспитатель вывешивает соответствующую картинку.
В: итак, мы с вами выяснили основные свойства воды. Какие?
Д:вода это жидкость, у воды нет формы, вода не имеет вкуса, у воды нет запаха, вода прозрачная, бесцветная, вода растворитель.
В: Молодцы. Вы так хорошо проделали все опыты, что я хочу рассказать вам одну тайну. Тайну дождя.
У вас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте. Тучки какие?
Д: сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.
У вас в тарелочках – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки воды, чтобы потом пролиться на нас дождем. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой?
Д: тучка стала тяжелой и мокрой.
В: и вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. Воспитатель обращается к ребенку : Юля, скажи пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Юля: дождь получился сильный.
В: правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Вот так и наша Капелька попала к нам на землю. Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.
Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.
В: Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие в лабораторию, где вы были учеными, ставили опыты и делали выводы? Спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания.
В: Ребята, давайте нарисуем бабочку способом монотипии, а поможет нам –вода. Вспомните кто такая бабочка? (Насекомое). В какое время мы можем наблюдать полет бабочек? (Весна, лето, когда тепло). Молодцы.
Перед вами лежат сложенные листы бумаги, на одной половинке листа мы нарисуем одно крылышко бабочки, ее тело и усик. Воды не жалеем. Потом свернем бумагу и у нас получится красавица-бабочка.
Но прежде давайте встанем и разомнемся.
Физкультминутка “Дождик”.
Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто её поймет – кап, кап.? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)
Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).
В: Молодцы. А теперь разомнем ручки.
«ДОЖДИК»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
— Ох! (Один хлопок.)
И ушел. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу.)
В: садимся на свои места. Берем кисточку. Но прежде подумайте какого цвета будет бабочка? Какого цвета у нее будет тело? Крылья?
Рисуем половинку тела,. Моем кисточку хорошо. Потом рисуем крылышко. Его можно украсить волнистыми линиями или кружочками. Придумайте сами. Но только надо рисовать быстро, а то краска высохнет и не получится отпечатка на второй половине листа.
В: Какие замечательные бабочки у вас получились. Очень красиво. Теперь у нас в группе есть целая полна бабочек. Спасибо за такую красоту вам и воде.