МААМ-картинки

Опыты с водой «Волшебная лаборатория»

Анна Радулова
Опыты с водой «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы

«ВОЛШЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

(интегрированное занятие в средней группе)

Цель: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде; вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, форма).

• Рассказать о значении воды в жизни человека и окружающей природы.

• Познакомить с техникой рисования монотипия.

Развивающие:

Публикация «Опыты с водой „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах

• Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, вода растворитель

• Уточнить значение её для всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде. Развить речь, мышление, любознательность, наблюдательность детей; Развить умение давать полные ответы на вопросы, обогащать словарь детей; Воспитывать бережное отношение к воде.

• Развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Материал и оборудование: лист белой бумаги, кубик маленький и шарик, капелька, нарисованная на бумаге. Картинки, обозначающие свойства воды. Инвентарь для опытов : геометрические фигуры, стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, молоко, трубочки, губки, ложечки, салфетки, альбомный лист бумаги, гуашь, стаканы, кисточки, палитры, аудиозапись шум моря.

Ход занятия

В: «Ребята, посмотрите как много гостей к нам пришло в гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им. А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Дети смотрят своему соседу в глаза. Передают хорошее настроение друг другу. Дети садятся на ковер.

В: Дети, отгадайте загадку и если вы правильно отгадаете загадку, то мы услышим, чью-то песенку.

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Что это?

Д: Вода

В: правильно. (Включает звук ручья, моря, шум воды.)

Ребята, закройте глазки, сделайте глубокий вдох и выдох. Послушайте шум моря, как плещется вода, вспомните, как вы плавали на море летом, грелись на солнышке. Как капельки воды нежно обнимали ваше тело. Улыбнитесь солнышку, поздоровайтесь с ним. А теперь открываем глазки, вспоминаем, что мы с вами в садике и нас ждут великие дела. Скажите вам понравилось побывать сейчас на море?

Ответы детей.

В: сегодня мы с вами превратимся в ученых и изучим свойства воды. Для этого у меня есть волшебная палочка. Сейчас вы закроете глазки, я взмахну волшебной палочкой, скажу волшебные слова «Крекс, Фекс, Пэкс» и мы окажемся в секретном месте.

Воспитатель произносит волшебные слова, колдует.

В: Открывайте глазки, осмотритесь вокруг. М ы с вами оказались в секретной лаборатории. Теперь мы ученые и нам предстоит изучить свойства воды. Но прежде вам необходимо занять свои места. Я вам раздам билеты - геометрические фигуры. Вам необходимо найти за столом свой билет и занять там место.

Но прежде вспомним название геометрических фигур, цвет.

Дети называют геометрические фигуры, обращают внимание на их цвет. Находят на столе такую же фигуру и садятся на места. В это время воспитатель включает шум моря, дождя, ручейка.

В: Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.

Опыт №1 : “Вода-жидкость”

Воспитатель дает детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Предлагает аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

В: Что происходит с водой?

Д: она льется.

В: Почему она льется? (Предположения детей). Вода льется, потому что она жидкая. А из чего состоит вода?

Д: из капелек

В: уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены капельки? Может они держатся крепко друг за друга? Или может быть они гуляют рядышком?

Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель вызывает несколько человек к доске и просит крепко взяться за руки, обняться.

В: А теперь я попрошу вас двигаться. Получается?

Д: нет

В: А теперь я попрошу вас расслабить руки. Взяться за руки легко и никого не притягивать к себе, не обнимать. Теперь вам удобно двигаться? Вы можете свободно перейти из одного места в другое?

Д: Да.

В: Все верно. Точно так же и частички воды, они называются молекулы, если они близко расположены друг к другу, то вода твердая, лед. А если молекулы свободно двигаются, то вода может перетекать из одного сосуда в другой.

Какой вывод мы можем сделать?

Д: Жидкая.

В: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель вывешивает на доску знак жидкой воды.

Опыт №2 : “У воды нет формы”

Воспитатель достает и показывает детям куб, шар, высокую вазу или пробирку, круглую емкость, квадратную емкость, вообще можно взять любой формы.

В: посмотрите на эти предметы. Какая у них форма?

Д: это куб. Это шар. А это высокая вытянутая ваза.

В: Как думаете куб покатится? А если покатится он изменит свою форму? А если постучать кубом по столу? Он изменит свою форму?

Воспитатель может сам продемонстрировать опыт, а может вызвать ребенка

Д: форма куба не изменилась.

В: теперь попробуем покатить шар. Он катится? Он изменил свою форму?

Д: Нет, шар свою форму не изменил.

Воспитатель берет круглую емкость.

В: сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?

Д: вода внутри круглой ёмкости стала круглой.

В: другими словами она приняла форму этой ёмкости. А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба, что с ней произошло?

Д: вода стала кубиком.

В: верно, она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?

Д: нет, вода формы не имеет.

В: какой вывод мы с вами сделаем?

Ответы детей.

В: все верно. Вода принимает форму того предмета, в который ее нальют.

Воспитатель вешает на доску знак того, что вода не имеет форму.

Опыт №3 : “Вода не имеет вкуса”.

Воспитатель предлагает детям через соломинку попробовать чистую воду.

В: скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус? (Ответы детей).

В: правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”

В: добавьте в воду ложечку соли? Попробуйте на вкус. Какая вода?

Д: вода будет соленая.

В: а если мы добавим в воду сахар? Какая будет вода?

Д: вода будет сладкая.

В: ребята, подумайте. Если в воду накапать лимона. Какой вкус будет у воды?

Д: вода будет кислая.

В: какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей.

В: все верно сама вода не имеет вкуса. Но если в нее что-то добавить, то ее вкус изменится.

Воспитатель вывешивает картинку отсутствия вкуса у воды.

Опыт №4 : Вода не имеет запаха

В: дети, возьмите в руки стакан с чистой водой и понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Д: ничем не пахнет.

В: правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах? Возьмите ложечку и положите в стакан с водой кофе или ломтик лимона. и понюхайте воду. Чем она пахнет?

Д: вода пахнет кофе или лимоном.

В: какой вывод мы сделаем?

Ответы детей.

В: все верно. Чистая вода не имеет запаха. Она пахнет тем, что в нее положили.

Воспитатель вывешивает картинку отсутствия у воды запаха.

Опыт №5 : “Вода прозрачная”

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги. Этот опыт может показать воспитатель или два ребенка или воспитатель и ребенок

В: какого цвета бумага и молоко?

Д: бумага и молоко белого.

В: а вода? Можно сказать, что вода белого цвета?

Д: нет, она бесцветная.

В: сейчас мы в этом убедимся.

Воспитатель в стакан с водой кладет ложечку, один ребенок кладет ложечку в стакан с молоко.

В: в каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.

Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Д: вода прозрачная, а молоко нет.

В: уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Как называлась сказка, в которой текла такая речка?

Д: сказка называется «Гуси-лебеди».

В: могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель может стакан с водой поднести к окну и обратить внимание детей на солнечный лучик, который свободно проходит через чистую воду. Ребенок поднесет стакан с молоком к окну и дети увидят, что солнечный лучик не проходит через молоко.

Д: Нет не могли. Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.

В:все верно вы сказали. Какой вывод мы сделаем?

Д: вода прозрачная.

Воспитатель вывешивает соответствующую картинку.

Опыт №6 : “Вода - растворитель”

В: ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

“Белый камень в воде тает” (сахар)

“В воде родится. А воды не боится” (соль)

- Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Д: потому что они в ней исчезают, растворяются.

В: поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар, хорошо размешайте. Что произошло?

Д: они растворились.

В: какой вывод мы с вами делаем?

Д: вода растворитель

Воспитатель вывешивает соответствующую картинку.

В: итак, мы с вами выяснили основные свойства воды. Какие?

Д:вода это жидкость, у воды нет формы, вода не имеет вкуса, у воды нет запаха, вода прозрачная, бесцветная, вода растворитель.

В: Молодцы. Вы так хорошо проделали все опыты, что я хочу рассказать вам одну тайну. Тайну дождя.

У вас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте. Тучки какие?

Д: сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.

У вас в тарелочках – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки воды, чтобы потом пролиться на нас дождем. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой?

Д: тучка стала тяжелой и мокрой.

В: и вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. Воспитатель обращается к ребенку : Юля, скажи пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?

Юля: дождь получился сильный.

В: правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Вот так и наша Капелька попала к нам на землю. Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

В: Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие в лабораторию, где вы были учеными, ставили опыты и делали выводы? Спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания.

В: Ребята, давайте нарисуем бабочку способом монотипии, а поможет нам –вода. Вспомните кто такая бабочка? (Насекомое). В какое время мы можем наблюдать полет бабочек? (Весна, лето, когда тепло). Молодцы.

Перед вами лежат сложенные листы бумаги, на одной половинке листа мы нарисуем одно крылышко бабочки, ее тело и усик. Воды не жалеем. Потом свернем бумагу и у нас получится красавица-бабочка.

Но прежде давайте встанем и разомнемся.

Физкультминутка “Дождик”.

Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)

Только кто её поймет – кап, кап.? (недоуменно разводят руки в стороны)

Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)

Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)

Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).

В: Молодцы. А теперь разомнем ручки.

«ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох! (Один хлопок.)

И ушел. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу.)

В: садимся на свои места. Берем кисточку. Но прежде подумайте какого цвета будет бабочка? Какого цвета у нее будет тело? Крылья?

Рисуем половинку тела,. Моем кисточку хорошо. Потом рисуем крылышко. Его можно украсить волнистыми линиями или кружочками. Придумайте сами. Но только надо рисовать быстро, а то краска высохнет и не получится отпечатка на второй половине листа.

В: Какие замечательные бабочки у вас получились. Очень красиво. Теперь у нас в группе есть целая полна бабочек. Спасибо за такую красоту вам и воде.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Опыты с водой»Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Фотоотчет «Опыты с водой»Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт с водой Здравствуйте дорогие гости и читатели блога. За окном зима, прекрасное время года. Дети узнают много нового и интересного.

Фотоотчет «Волшебная лаборатория»Фотоотчет «Волшебная лаборатория» Все дети очень любопытны, и в каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Они любят все необычное, интересное и загадочное.

Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участкеЛаборатория для игр с песком и водой на летнем участке Дети любознательны от природы. У них высокая познавательная активность. Сейчас большую часть времени проводим на прогулке, трудно не заметить,.

НОД «Опыты с водой-1»НОД «Опыты с водой-1» Участие в проведении опытов вызывают у наших ребят необычайно большой интерес. При подборе опытов стараемся в первую очередь учитывать.

НОД «Опыты с водой-2»НОД «Опыты с водой-2» Опытническая деятельность развивает у детей мыслительную деятельность, наблюдательность и способствует формированию познавательных интересов.

НОД «Опыты с водой-3»НОД «Опыты с водой-3» Опыты, которые мы проводим с ребятами, стараемся строить на основе уже имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений.

НОД «Опыты с водой и цветами-4»НОД «Опыты с водой и цветами-4» Оборудование: сосуды с водой; пищевой краситель четырёх цветов, тюльпаны белого цвета. Цель. - Поощрять проявление детьми любознательности,.

Опыты и эксперименты с водойОпыты и эксперименты с водой Хочу поделиться опытом экспериментальной деятельности. Вот уже третий год я вместе с детьми провожу занимательные опыты и эксперименты.

Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория»Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: способствовать накоплению представлений об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыты с водой «Волшебная лаборатория»
Опубликовано: 25 января 2022 в 09:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыты с водой «Волшебная лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Радулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД