Елена Петрова
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды для жизни;
• Развивать связную речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
• Учить делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение делать выводы;
• Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, морская вода, лаборатория, состояние воды;
Публикация «Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе „Вода — это жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
• Формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать аккуратность при работе в парах; умение работать в коллективе.
Ход занятия. 1часть
Звучит музыка «Дождик» Г. Свиридова. В группе воспитатель, одетая в голубую накидку. Входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – Повелительница Воды, а вас я всех знаю. Я встречаюсь с вами каждый день. Где мы с вами встречаемся? Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по стране воды. В нем мы с вами узнаем много нового, а также повторим то, что вы уже знаете.
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега?
Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку.
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь. (глобус)
- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, рельеф её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра)
У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Если разрезать ее на 4 части, то четвертая ее часть — суша, 3 части - это вода. Так много или мало воды на планете? (много).
2часть. Дети садятся на стулья
А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какая бывает вода? (солена, пресная)
- А какая это вода пресная?
- Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно.
- А где люди берут воду в деревне? (люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях.
- Но ведь и в городе тоже люди не могут обойтись без воды. Как она к ним попадает?
А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
3 часть. Подходят к плакату.
Воспитатель: А как вода поступает в реку? (дождь, родники)
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на плакат. Обратите внимание, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
А сейчас ребята я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Коська и родничок». Он поможет нам закрепить понятие такого явления неживой природы, как круговорот воды в природе.
4 часть. Какое время года сейчас? Правильно, а скоро наступит лето. Мы с вами будем ходить на речку, купаться. Давайте с вами поиграем, как будто сейчас уже наступило лето и мы с вами оказались на реке. Вы слышите её шум? Физкультминутка встают на середину (шум реки - музыка)
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
5часть.
Опыты. Садятся за столы
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные стол, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
6 часть. Подходят к столу с карточками.
Дидактическое упражнение: «Времена года»
Воспитатель: На столах у вас картинки с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман). Подхожу к таблице с временами года и прошу ребят показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года. Дети показывают картинки, отвечают.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете пословицы и поговорки, в которых употребляется слова «вода».
Дети:
«Не зная броду, – не суйся в воду.
«Правда в огне не горит и в воде не тонет».
«Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть».
«Чистая вода – для хвори беда».
«Разлитую воду не соберешь».
«Мы с тобой как рыба с водой».
«В этом доме и вода что мед».
«Поздно щуке на сковороде вспомнить о воде».
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи о воде? (дети читают стихи)
7 часть. Садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории есть еще емкость с водой (достает баночку с водой, она мутная, грязная)
Воспитатель: как вы думаете, эту воду можно пить? (нет)
Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как она грязная.
Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.
Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.
- Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?
Дети: Фильтром «Барьер»
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся нашу лабораторию, где будем очищать воду.
Дети садятся за столы, которые стоят полукругом, на столах приготовлено:
По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фильтр «Барьер».
Воспитатель: Приступаем к очистке воды: дети берут грязную воду наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.
Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?
Дети: С помощью фильтра «Барьер»
Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначальной.
Воспитатель: Теперь вода совершенно чистая и её можно пить.
8 часть.
Итог занятия. Спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше в