Лилиана Бушуева
«Вода-водица». Занятие познавательного цикла в средне-старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к природе, природным явлениям.
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
- упражнять в образовании прилагательных от существительных при помощи суффиксов;
- развивать цветовое восприятие;
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Материал и пособия:
- музыкальное сопровождение с имитацией звуков дождя;
- волнистые дорожки из голубой бумаги;
- таз с водой; лейка;
- лилии и кораблики из бумаги; ракушки;
Публикация «„Вода-водица“, Занятие познавательного цикла в средне-старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- прозрачные бутылочки, флаконы разной формы и размера;
- стаканы с чистой и грязной водой;
- кружки синего цвета разных оттенков;
- бумажные салфетки для вытирания рук
- компьютер
Методы и приемы:
- опыты; экспериментирование;
- игровые упражнения; пальчиковая гимнастика;
- беседа, пояснение, объяснение, индивидуальный, коллективный опрос;
- использование художественного слова, музыки;
- самостоятельная работа.
Воспитатель. (Проводится психологический этюд «Ласковушка», дети сидят на коврике)
-Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я - Лилиана Алексеевна, а ты кто?
-Я - Костенька – дружок.
-Я – Данила– огонек.
-Я – Дашенька – подружка.
-Я – Настя – хохотушка и т. д.
-Вы, милые дети, здравствуйте, вы всех прекраснее на свете. Вот таких хоро- ших я приглашаю в путешествие. Но сначала я превращу вас в волшебных капелек, и мы отправимся с вами в путь. (Дети надевают маски капелек воды, звучит музыка, имитирующая звук капель дождя).
Воспитатель. Звенят, звенят капельки, собираются в ручейки и бегут к волшебному озеру. (Дети бегут друг за другом по волнистой дорожке; останавливаются около большого таза с водой, на поверхности которой плавают лилии и кораблики, встают вокруг него, смотрят на «озеро», отмечают то, что видят на нем).
Тишина стоит на озере, ничто в нем не шелохнется. Подул ветерок, у корабликов раздулись паруса, и они уплыли далеко-далеко. (Дети дуют на кораблики, затем кораблики и лилии убирают на поднос).
Воспитатель. Посмотрите на воду в нашем озере. На дне можно что-нибудь увидеть? (Ракушки лежат маленькие и большие). Значит, вода какая? (Чистая, прозрачная). А теперь опустите руки в воду, какая она? (теплая). Попробуйте набрать воду в ладошки и вылить обратно. Встряхните руки, что заметили? А теперь посмотрите, что я делаю. (Набирает воду в лейку). Далее что делаю? (выливает). Давайте теперь нальем воду в разные бутылки. У всех в бутылочках вода. Какой формы ваша бутылочка, такую же форму приняла вода? А если вылить воду, то она опять будет без формы. (Вода приобретает такую же форму, что и флаконы, сама вода не имеет никакой формы).
А вода пахнет или нет, давайте попробуем понюхать воду. (Дети нюхают воду и определяют, что она без запаха). Мы каждый день пьем воду. Может быть, вы обратили внимание на вкус воды или она без вкуса. Можем попробовать ее и вместе определить ее вкус. (Дети пьют кипяченую питьевую воду и стараются определить ее на вкус). Получилось, что вода у нас без формы, без запаха и вкуса. Была бы она соленая, кислая или сладкая, мы бы сразу определили.
Воспитатель. Посмотрите, как водичка льется. А когда водичка льется, какую песню она поет? (Звенит, журчит). Проведу я рукой по воде, теперь водичка булькает. (Дети садятся на стульчики).
Дети, а скажите мне, откуда в озерах, в реках берется вода? (Из родника, из-под земли). Правильно, вода в них попадает из родников, из ключей. (Показ слайдов.)
Игра «Родничок».
(Дети попеременно все выше и выше поднимают сжатые в кулачки ладони).
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна,
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьет со дна. (Валентин Берестов)
Вот такие подземные ключи-роднички дают воду в небольшие озера и реки. А могут из родников сразу протекать маленькие ручейки, а маленькие ручейки собираются в большие реки. Сейчас я вам покажу озера и реки нашего края. (Показ слайдов).
Река Шукшан
Река Волга
Речка Сундырка
Речка Сундырка
Озеро Шап
Симашатский пруд
Воспитатель. Вода окружает нашу Землю со всех сторон. А как правильно сказать, если мы берем воду из реки. Какая она? (Речная). Из моря? (Морская). После дождя? (Дождевая). Из родника? (Родниковая). Снег растопили? (Снеговая). Из колодца? (Колодезная). Из озера? (Озерная).
Молодцы, правильно ответили. А вы знаете, что вода – волшебница, она умеет превращаться, преображаться. А во что она умеет превращаться, вы знаете? (В снег, в лед, в пар). Я занесла с улицы снег, лед. Можете потрогать их своими теплыми ручками. (Дети трогают снег). Что вы заметили? Ваши ладошки стали мокрыми? А что произошло? (Снег, лед тают и превращаются в воду). А когда воду сильно нагревают, кипятят, то она превращается в белое облачко, в пар.
А теперь скажите мне: могут ли без воды прожить люди, животные, растения? Что с ними станет без воды? (Все погибнут, растения завянут и засохнут).
Давайте поиграем пальчиками.
Игра «Для чего нужна водица».
(Пальчиковая гимнастика).
- Братцы, братцы, где вы были?
- Вместе по воду ходили! (хлопки)
- Для чего нужна водица?
- Для того, чтоб всем умыться! (движения умывания).
- Для чего еще вода?
- Кашу варим мы с утра! (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой руки)
- А еще, зачем водица?
- Чаю мы хотим напиться! (пальцы вместе составляют отверстие, имитация питья)
- А не много ль три ведра?
- Грядки поливать пора! (пальцы скрещены, водить их влево – вправо)
- Остаются два ведерка!
- Будут стирка и уборка! (пальцы в кулак, трутся друг об дружку)
- Для кого водица в плошке?
- Для любимой нашей кошки! (указательные пальцы к носу, показывают усы)
- Ну, а в блюдце чья водица?
- Прилетит попить синица! (большие пальцы соединяются, остальные машут.) Воспитатель. А теперь внимательно послушайте еще один стих про ключик-родничок. (Кулачки можно сжимать и разжимать.)
Ключик-родничок, отогнув легонько,
Листвы воротничок к лучику пробился,
Алмазом заискрился.
-Как кругом красиво! –
восторженно дивился.
К нему мошки, пчёлки начали слетаться.
Влагою живительной стали наслаждаться.
Прибежал и зайчик, но очень осторожно
К ключику склонился и пил, пока возможно.
Ведь в ключе водичка холодней, чем лёд,
Зубки зайке ломит, град из слёз идёт.
Мудрая природа жизнь ключу дала.
О его целебности идёт кругом молва.
Пчёлки птичкам певчим о нём передали.
Птички всей округе о счастье рассказали.
Но звери все не бросились к нему, не затоптали!
Осторожно тропку вокруг пробивали.
Камушки красивые по краю устилали,
И теперь вся живность влагой наслаждается,
Ключик в лучах славы счастливо купается.
Ключик родничок, отогнув легонько,
Листвы воротничок к лучику пробился.
Алмазом заискрился.
-Как кругом красиво!-
восторженно дивился. (Владимир Гельм)
Воспитатель. Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Вот, например, цветок, он завянет без воды и погибнет. Мы его польем водицей. Как вода помогает людям жить, сейчас Даша прочитает стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
(Дети ещё раз повторяют значение необходимости воды для живой природы).
Воспитатель. Правильно, вода дает нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому воду надо беречь. А как ее надо беречь? (ответы детей). Да, ее не надо тратить зря, нельзя загрязнять реки и озера, потому что оттуда приходит вода в наши дома. А если вода грязная (показывает стакан с грязной водой, то говорят, она мертвая. А в живой чистой воде много пузырьков воздуха, она дышит, а в мертвой воде их нет.
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап - кап - кап-
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря.
А то пройдет немного лет-
И нет водицы, нет, нет, нет. (С. Погорельский)
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам,капельки мои, сделать свое озеро из бумажных кружочков, чтобы в середине озера вода была глубокая, далее все мельче и мельче. (Дети совместно выкладывают озеро из бумажных кружков темно-синего, синего и светло-синего цветов).
Воспитатель. Какое красивое озеро получилось для наших капелек. Пусть наши капельки и дальше будут путешествовать по водной глади.