Сайгашкина Жанна Валериевна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вода — самое удивительное вещество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Вода - самое удивительное вещество на земле».
Цель: закрепить знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные задачи: закрепить знания детей о свойствах воды, об использовании воды, познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, и состоянием воды в окружающей среде, прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Обогатить глагольный и антонимический словарь детей.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Вода — самое удивительное вещество“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционные задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, память, координацию, умение планировать свою деятельность. Развивать обоняние, вкусовой анализатор.
Воспитательные задачи: воспитывать внимательное отношение к природе; воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах.
Оборудование:
глобус, ведерко со льдом, тазик с водой, блюдечки для каждого ребенка; спиртовка и колбочка для воды; кукла Карлсон, конверт с картинками и письмом; сахар; соль, лимон, игрушки, прозрачные сосуды и вазы разной формы, цветные карандаши.
Ход занятия:
В. - ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода).Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
- Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день?
Давайте посчитаем (чай, кофе на завтрак, компот на обед, молоко, кефир на полдник, чай на ужин; дома еще раз пьем чай и т. д.)
- А еще борщи, супы, овощи.
Д/и «Кто больше назовет съедобной жидкости». (ситро, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, кока-кола и т. д.)
-В каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.
Опыт: (воспитатель с детьми трут морковь и яблоко на терке, отживают сок)
Вода обладает чудесным свойством, она может растворить различные вещества. Съел ты бутерброд; разжевал, поглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода — это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
Загадки о воде
В огне не горит
и в воде не тонет
(лед)
Сперва летит, потом бежит,
потом на улице лежит…
Тогда без бот или колош
Его сухим не перейти.
(дождь)
Растет она вниз головою,
Растет не летом а зимою,
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Что за звездочки сквозные
На пальто и не платке?
Все сквозные- вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(снежинки)
Утром падаю всегда-
Не дождинка, не звезда -
и сверкаю в лопухах
На опушках и лугах
(роса)
В белом бархате деревня -
И заборы и деревья.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает
(иней)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Ни кто его не подберет.
(град)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(радуга)
По небесам оравою
Брудет мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
(тучи)
- Что объединяет все слова- отгадали? (Вода)
- Кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом?
(это льды и снега)
- Это также вода. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака.
- На картинках с изображением пейзажей в различные времена года найдете воду. Кто узнает ее? (Дети находят воду в видоизмененном состоянии)
Опыт.
Воспитатель предлагает детям определить, одинаковая ли вода в трех стаканах по цвету, по прозрачности, по вкусу, по температуре.
- Как мы определим цвет, прозрачность? (глазами)
-Температуру? (Рукой)
- Вкус? (языком)
Дети определяют глазами, рукой, языком цвет, прозрачность, температуру, вкус.
- Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус — соленая, сладкая, кислая.
- Ребята, посмотрите, сами, сахара, лимонного сока не видно, а вкус остался.
- Что за волшебница- вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.
- Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая. Как в нее соль попала? Реки на с своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли.
Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море ни куда не течет. А в реках вода остается свежей и несоленой, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, из дождей, а течение уносит соль в море.
Опыт:
- Хотите стать маленькими волшебниками или маленькими солнышками? Посмотрите, у меня в ведре что-то есть. Что это?
-Это лед.
Возьмите по кусочку льда. Сожмите его вашими горячими ручками. Руки держите над тарелочками. Что происходит со льдом? (лед тает. Получается вода).
- Сейчас мы с вами соберем всю воду, которая получалась после таяния льда.
Собираем воду в емкость.
- Сейчас мы воду нагреем на спиртовке. Посмотрите, что получится.
Нагреваем воду до кипения. Над колбой держим блюдечко.
- Посмотрим, что получается, когда вода закипит? (пар)
- Пар — это газ.
- Посмотрите, я держу над паром холодное блюдечко, и пар превращается в воду. Как вы думаете, что будет с водой, если мы ее сейчас поставим на мороз?
(Вода замерзнет, и снова превратится в лед).
- Вот видите, был лед, вы его нагрели, и лед превратился в воду. Воду нагрели на огне, и вода превратилась в пар. Пар остудили и он стал опять водой. А заморозив воду, мы снова получили лед. Мы познакомились с переходом одного вещества из одного агрегатного состояния в другое.
- Скажите, когда вода становится льдом?
(Когда ей становится холодно)
- А когда лед становится водой?
(лед становится водой, когда ему жарко)
- значит, вы сегодня были меленькими волшебниками или можно сказать, что вы сегодня были меленькими солнышками.
Опыт: Убедитесь, что вода бесцветна. Приготовьте два одинаковых стакана. В один налейте воды, а в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте на листке бумаги какую-нибудь картинку.
Начинайте опыт. Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите сверху свои картинки. А теперь поставьте на то же место стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Сделайте вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко — нет.
Вода — прозрачная жидкость.
Опыт: Возьмите коробку цветных карандашей, приоткройте ее и рассмотрите через стакан с водой. Назовите цвет карандашей. Что вы заметили?
Сделайте вывод: Вода цвет карандашей не изменила. Сделайте рисунок этого опыта.
Опыт. Возьмите плоское стеклышко и накройте им свою картинку. Что можно сказать о стекле?
Сделайте вывод: Стекло, как и вода прозрачно.
- Поверни стекло ребром! А теперь через него можно рассмотреть рисунок?
В этом случае стекло непрозрачно. Так и вода. Небольшое количество прозрачно.
Воспитатель сообщает детям, что на занятие к ним пришел Карлсон с письмом и посылкой. Карлсон здоровается с детьми, читает письмо и спрашивает, какие свойства воды они знают. Достает мяч и предлагает отвечать на вопросы того ребенка, которому он бросит в руки мяч.
- Для чего нужна вода?
(Без воды не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Вода является добрым другом и помощником не только растений, животных, но и человека. Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.)
- что умеет делать вода?
(Вода побеждает засуху и оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.)
- Какая бывает вода?
(Вода бывает разная : соленая морская, пресная речная)
Родниковая вода - самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли.
Далее Карлсон открывает посылку, в которой находятся разнообразные предметы: резиновые, пластмассовые, металлические, деревянные предметы. Дети называют эти предметы, рассказывают, какого они цвета, формы, для чего нужны из какого материала изготовлены, и отвечают на вопрос Карлсона:
«Как вы думайте, этот предмет утонет в воде или нет?»
Детям предлагается надеть передники и подойти к тазу, в котором налита вода. Карлсон предлагает каждому ребенку опустить в таз любой предмет и проверить, утонет он или нет. Далее делается вывод о том, какие предметы тонут, а какие могут плавать на поверхности воды.
Карлсон показывает детям книгу А. Барто «Игрушки» и прост вспомнить, что случилось с Таней, почему она плакала. Просит кого нибудь из детей рассказать это стихотворение.
Карлсон: Почему Тане сказали, что не надо плакать? (ответы детей)
- Почему мяч не утонет в реке?
- А теперь я хочу узнать, имеет ли вода форму (нет, не имеет)
Дети рассматривают на столе сосуды и возы, уточняя их форму и цвет. Предлагается налить воду во все емкости по очереди. Дети зачерпывают воду из ведра ковшиком и наливают в стоящие на столе емкости. Подвести детей к понимаю того, что вода принимает форму сосуда, в котором она находится, если ваза круглая, то и вода кажется круглой.
Затем дети обводят по контуру сосуды и раскрашивают воду на рисунках. Затем дети находят реальный сосуд, сравнивают его с тем, который изображен на их рисунке, и определяют в них уровень воды.
- А откуда у нас в дома и в детском саду вода?
Реки рядом нет, пруд далеко за городом. Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительными соображениями. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше мелка сетка, еще дальше - фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воды насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
- Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используется больше. Мы должны беречь воду и охранять ее от загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудится, чтобы опять очистить эту воду. Выучим правила пользования водой:
1. Закрывать кран с водой.
2. не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Вывод: Беречь воду- это значит, беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Литература:
1. Л. И. Грехова «В союзе с природой» «ЦГЛ» «Сервиснекола» Москва-Ставрополь 2003г.
2. Журнал «Дошкольная педагогика» №2, 2008г.
3. Л. В. Ковинько «Секреты природы-это так интересно!» Линка-Пресс, Москва, 2004г.
4. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.
5. Т. А. Фалькович «Развитие речи, подготовка и освоение письма». Москва «ВАКО», 2005г.
6. О. Е. Жиренко «Интегрированные уроки» 1 класс, Москва «ВАКО», 2005.