оксана чепель
Воображение как основа творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А. И. Плотнова»
г. Данкова, Липецкой области
Чепель Оксана Михайловна
методист, преподаватель
Воображение - основа творческой деятельности
В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек, вместе с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Публикация «Воображение как основа творческой деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. И происходит подобное путем перестройки имеющихся представлений. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.
Непременное условие любого творческого процесса заключается в изменении образов, что является главной функцией воображения. Благо-даря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результат труда. Возможность воображения забегать вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.
Как основа всякой творческой деятельности, воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры в отли-чие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Он уже заранее
создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить, что человек не обладал бы воображением, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услы-шали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека воображения и прогресс остановится! Значит, воображение является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать обедняется личность человека, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до пятнадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. В процессе трудового обучения учителем ставятся задачи:
- научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;
- воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;
- формировать эстетический вкус;
- прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
- развивать воображение, логическое мышление и творческие способности.
Для выполнения этих задач учителю необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении про-грессивного саморазвития и для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества. Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии наибольшим образом способствует развитию воображения у учащихся, так как включает в себя различные виды деятельности и исключает шаблонность получения готового изделия. Для того, чтобы сделать коврик или прихватку из лоскутов, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет ковер, какова тематика узоров на нем, каким образом будут скрепляться детали, какую ткань по цвету и фактуре надо будет использовать в работе, одним словом, до начала работы надо увидеть это изделие как бы в готовом виде.
Воображение - это важный вид активной деятельности в развитии познавательных процессов, в творческой деятельности детей на уроках технологии. Актуальность роли воображения и творчества связана с целостным подходом, с истиной о природе воображения, видах воображения, взаимодействии воображения и творчества, о творческих способностях и креативности, помогает отработать приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие воображения, креативности, преодоления стереотипности мышления. Имеет практическую значимость для деятельности преподавателей в школах искусств, художественных школах, учителей технологии, а также учителей других предметов в школе.
Литература
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Издательский центр «Академия», 2012.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Политиздат, 1967.
3. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте» М. : Политиздат, 1969.
4. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения школьников. Вопросы психологии, 2020.
5. Рукоделие: Популярная энциклопедия. Под ред. И. А. Андреева. – М. : Большая Рос. энциклопедия, 1992.