Получи документы

Воображение как основа творческой деятельности

оксана чепель
Воображение как основа творческой деятельности

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А. И. Плотнова»

г. Данкова, Липецкой области

Чепель Оксана Михайловна

методист, преподаватель

Воображение - основа творческой деятельности

В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек, вместе с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. И происходит подобное путем перестройки имеющихся представлений. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

Непременное условие любого творческого процесса заключается в изменении образов, что является главной функцией воображения. Благо-даря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результат труда. Возможность воображения забегать вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.

Как основа всякой творческой деятельности, воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры в отли-чие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Он уже заранее

создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить, что человек не обладал бы воображением, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услы-шали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека воображения и прогресс остановится! Значит, воображение является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать обедняется личность человека, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до пятнадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. В процессе трудового обучения учителем ставятся задачи:

- научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;

- воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

- формировать эстетический вкус;

- прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

- развивать воображение, логическое мышление и творческие способности.

Для выполнения этих задач учителю необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении про-грессивного саморазвития и для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества. Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии наибольшим образом способствует развитию воображения у учащихся, так как включает в себя различные виды деятельности и исключает шаблонность получения готового изделия. Для того, чтобы сделать коврик или прихватку из лоскутов, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет ковер, какова тематика узоров на нем, каким образом будут скрепляться детали, какую ткань по цвету и фактуре надо будет использовать в работе, одним словом, до начала работы надо увидеть это изделие как бы в готовом виде.

Воображение - это важный вид активной деятельности в развитии познавательных процессов, в творческой деятельности детей на уроках технологии. Актуальность роли воображения и творчества связана с целостным подходом, с истиной о природе воображения, видах воображения, взаимодействии воображения и творчества, о творческих способностях и креативности, помогает отработать приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие воображения, креативности, преодоления стереотипности мышления. Имеет практическую значимость для деятельности преподавателей в школах искусств, художественных школах, учителей технологии, а также учителей других предметов в школе.

Литература

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Издательский центр «Академия», 2012.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Политиздат, 1967.

3. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте» М. : Политиздат, 1969.

4. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения школьников. Вопросы психологии, 2020.

5. Рукоделие: Популярная энциклопедия. Под ред. И. А. Андреева. – М. : Большая Рос. энциклопедия, 1992.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет о творческой деятельности «Открытки папе»Фотоотчет о творческой деятельности «Открытки папе» К празднику Дню защитников Отечества наши воспитанники подготовили поздравительные стихи и песни. А ещё, пофантазировав, своими руками изготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воображение как основа творческой деятельности
Опубликовано: 3 октября 2024 в 15:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воображение как основа творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем оксана чепель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД