Татьяна Андреева
Внеурочная деятельность в классах, реализующих АОП с применением методов арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочная деятельность в классах, реализующих АОП с применением методов арт-терапии
1. Актуальность
Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно способствовать личному росту школьника, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Цель школы - вызвать к жизни внутренние силы и возможности школьника, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата.
В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих психические и физические отклонения, которые обусловливают нарушения общего развития, требует использование особых технологий и приемов обучения. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки детям с ограниченные возможности здоровья характеризуется изменением педагогической технологии на раскрытие, развитие творческих способностей, самоутверждение.
При данном подходе художественное мышление и как разновидность его - музыкальное мышление - это процесс самопознания и проявления духовной красоты личности. Развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни, требующей принимать решения, работать с информацией, анализировать.
Личный опыт показывает, что если процесс получения знаний организован правильно: интересен и мотивирован, усвоение материала не создает эффекта перегрузки.
У школьника наблюдается положительная мотивация к учебе, к получению новых знаний и умений.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности школьника. Внеурочная деятельность требует определённой степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При диагностике психических процессов школьников, их эмоционально-личностной сферы всё чаще встречаются дети с недостаточным и достаточным уровнем развития. Стало очень актуальным комплексное психологическое сопровождение школьников. Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих занятиях внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе.
Главная цель учителя музыки - сохранить психологическое здоровье школьников. Основная задача - обеспечить подготовку школьников к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.
Применяя элементы арт – терапии во внеурочной деятельности, следует отметить, что арт – терапия оказывает значительное психотерапевтическое действие, которое снимает нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Арт-терапевтические приёмы музыкального направления, не только сохраняют здоровье школьников, но и помогают развивать творческую свободу, фантазию, пробуждают процессы воображения и представления.
И неправда, что кто-то не умеет петь, слушать музыку, двигаться под музыку или у кого-то нет слуха. Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию внутренний мир, слушание музыки помогает представить образ какого – либо героя из услышанного музыкального произведения. Развитие исполнительских возможностей обучающихся, развитие специальных музыкальных способностей музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память, способность ярко характеризовать образ героя помогут школьнику раскрыть творческие способности.
2. Направления внеурочной деятельности
•Духовно-нравственное
•Социальное
•Общеинтеллектуальное
•Общекультурное
•Спортивно-оздоровительное.
На своих занятиях я использую общекультурное направление с применением методов арт – терапии в работе с младшими школьниками.
Арт-терапевтические формы помогают создать такие условия, при которых осуществляется решение ряда важнейших задач:
- осознание наличия разных эмоциональных состояний у школьников и умение выражать свои эмоции и чувства;
- развитие способности экспериментировать с разными художественными материалами;
- умение создавать из обычных предметов, которые нас окружают, произведения искусства;
- развитие и укрепление внутреннего "Я";
- помощь родителям с "особыми" детьми и детьми с признаками одарённости;
- получение дополнительных сведений о детях с помощью простых тестов;
- дополнительная возможность развития психологических основ личности;
- развитие креативности;
- раскрытие важных сенсорных каналов ребёнка.
Упражнения со школьниками по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.
Особенностями арт – терапевтического подхода является:
1. Безоценочное восприятие:
в арт-терапии нет "правильного" или "неправильного", и обучающиеся это знают. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Обучающиеся являются экспертами.
Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети - "эксперты" в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из школьника.
Все задания, полученные на уроке, а также и домашнее задание нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.