Елена Макарина
Внедрение элементов ИКТ в образовательный процесс ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.
В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности дошкольников на занятии. Существует много способов развития познавательной активности детей. Один из способов - это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности дошкольников и привлечь их внимание.
Мультимедиа в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Его перспектива – в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов. Мультимедиа – это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух, так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео презентация уже доступны в течение длительного времени.
Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения.
Применение мультимедиа технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:
• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения.
Итак, включение информационных мультимедийных технологий вДО делает процесс обучения технологичнее и результативнее, повышает интерес дошкольников к работе и активность на занятиях, развивает мышление, воображение, стимулирует их творческую деятельность. Конкретно-наглядная основа занятия в сочетании с другими методическими приемами делает его ярким, зрелищным, необычным, увлекательным и поэтому запоминающимся. Использование ИКТ на занятиях значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на занятии, заинтересованность дошкольников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих воспитанников.
Введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Компьютер должен использоваться в детском образовании с целью обновления форм и методов работы с детьми. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
В настоящее время возникают новые подходы к организации учебного и учебно-творческого процессов с использованием информационных компьютерных технологий, реализуемых посредством информационных и обучающих систем. При условии систематического использования электронных мультимедиа-учебников в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное улучшение результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Так родилась идея использования ИКТ на занятиях с детьми дошкольного возраста.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДО можно поделить на:
- Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
- Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДО (педагога) с родителями.
- Использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.