Засыпкина Светлана
Внедрение Су-джок терапии в образовательный процесс ДОУ
«ВНЕДРЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ»
«Что простуда есть на свете,
Знают взрослые и дети.
Если заболел, дружок,
Применяй методику Су-джок!»
Цель:
- повышение уровня компетентности педагогов в вопросах Су-Джок терапии;
- формирование мотивационной готовности педагогов к внедрению и использованию в педагогической деятельности Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов с методикой использования Су-Джок терапии;
Публикация «Внедрение Су-джок терапии в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
- обучить педагогов правильному выполнению упражнений с Су-Джок шарами.
Материалы и оборудование:
Су-Джок шары
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития. А Сухомлинский когда-то сделал выводы о взаимосвязи мелкой моторики, речи и интеллектуального развития. Все три аспекта связаны очень тесно, поэтому при нарушениях в одной из сфер психологи советуют активнее «подтягивать» остальные. В арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции (пальчиковая гимнастика, рисование на песке, лепка, бисероплетение, так и нетрадиционные.
Су-Джок терапия – одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (“Су” по-корейски — кисть, “Джок” — стопа). Она считается одной из лучших систем самооздоровления, так как основана на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Су-Джок терапия – метод точечного воздействия на кисть и стопу.
Основателем данного направления является южно-корейский профессор Пак Джэ Ву (1942-2010, который начал разрабатывать свою методику ещё в студенческие годы. Изучая в университете восточную медицину он заметил, что кисть руки очень сильно напоминает систему строения человека: и в первом, и во втором случаях можно наблюдать 5 выступающих частей. У кисти этими частями являются 5 пальцев, а у тела – голова и 2 пары конечностей. (Картинка №1)
И действительно, если кисть опустить вниз и пальцы слегка развести, будет понятно, что большой палец – это голова и шея, указательный и мизинец – руки, безымянный и средний – ноги. Линия, которая делит кисть на две части, соответствует позвоночнику. На большом пальце отражены наиболее важные органы: мозг, органы зрения и слуха. Его внутренняя сторона – лицо, внешняя – затылок. (Картинка №2)
Учёный находил соответствия всем органам и системам организма на поверхности ладони и стопы человека. На кистях рук и стопах имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.
Су-Джок стимулятор-массажер представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. (Картинка№3)
Су-Джок – это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Применение Су-Джок терапии не требует никакого дополнительного оборудования, эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.
С помощью специальных шариков Су-Джок – «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов, так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а так же на каждый палец кисти и руки. Кольцо одевают на палец и проводят массаж до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.
Су-джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных.
Кроме того, она помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создаёт благоприятный психофизиологический комфорт детям во время игровой деятельности.
Итак, в результате использования Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм:
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь;
- координация движений и мелкая моторика;
- происходит оздоровление организма в целом.
Пути реализации су-джок терапии в ДОУ
- Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
- Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
- Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, консультирование)
- Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Практическая часть
Ребёнку вряд ли захочется заниматься чем-то нудным и неинтересным, даже если объяснить ему всю пользу процедуры. Именно поэтому чаще всего самомассаж для детей дошкольного возраста рекомендуется проводить в игровой форме. Массаж можно совместить с чтением специальных стихов, которые будут сопровождаться определёнными движениями….
Приемы Су – Джок терапии :
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук.
Массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Прежде чем начать необходимо соблюдать правило:
- не оставлять надолго кольцо на пальце, так как нарушается кровообращение.
Формы работы с детьми:
1. Массаж Су-джок шарами. Выполнение действий с шариком в соответствии с текстом:
Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.
Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
Массаж лба: Я - колючий серый еж, и на шарик я похож.
Массаж рук: Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. Поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – джок шаров при автоматизации звуков. Поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш
На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
4. Использование Су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Педагог: «Я качу вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».
5. Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания.
- Выполнение инструкции: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину и т. д. ; закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Педагог называет звуки, а ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. А – (красный, С – (синий, Ль – (зеленый).
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы.
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? (в коробку)
- Откуда я достала красный шарик? (из коробки) и т. д.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги» :
- Проговаривание слова по слогам и на каждый слог ребенок берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования Су-джок терапии.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.
Достоинства Су-джок терапии :
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-джок шариков.
Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод работы педагога с детьми.