Барбаянова Елена Александровна
Консультация для родителей «Влияние современных гаджетов на дошкольников 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов: сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.
Наши дети с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются: еще и говорить не научился, а уже умеет включать и выключать планшет, требует играть телефоном или знает, как переключить каналы на любимый мультик.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние современных гаджетов на дошкольников 3–4 лет“» размещена в разделах
Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное : одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить своё чадо от современных веяний. С одной стороны, родители радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?»
Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятствовать его развитию.
Многие специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет, ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день.
Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт, включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Использование гаджетов ребенком должно быть дозировано и под родительским контролем.
Рассмотрим подробнее, в чем заключаются минусы и плюсы использования гаджетов.
Поговорим об отрицательном влиянии гаджетов на развитие ребенка
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.
Для нормального физического и психологического развития ребенку обязательно нужно вести активный образ жизни, бегать и прыгать, собирать пазлы, строить всевозможные домики, машины, самолеты из конструктора, клеить, рисовать, придумывать самому что-то, играть обычными игрушками.
Я не буду сегодня останавливаться на возникновении зависимости от использования гаждетов, которая наблюдается у большинства пользователей. Специалисты выделяют следующие причины: дефицит общения в семье, отсутствие родительского контроля, замкнутость, неуверенность в своих силах и т. п.
Итак, подведем итог: стоит ли разрешать ребенку с раннего возраста пользоваться гаджетами? Ученые разных стран дают однозначный ответ «Нет, не стоит, если Вам дорог Ваш ребенок»
Конечно, в наше время невозможно обойтись без телефона, это удобно родителям, которые всегда знают,где находится ребенок. Но дошколятам телефоны не приносят никакой пользы т. к. они всегда под присмотром. Поэтому молодым мамам, разрешающим детям играть планшетом или смартфоном стоит подумать о последствиях ежедневных игр с гаджетами для ребенка в будущем.
Нашли ли мы в таком случае ответ на вопрос? Конечно, нет. Но это повод для размышления для любого родителя, который постоянно переживает о том, как бы запретить детям пользоваться электроникой.
Но на что же стоит переключить внимание ребенка, чтобы тот менее интересовался родительскими гаджетами? Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игровая, в жизни дошкольника должна быть и физическая, и интеллектуальная активность, то есть в целом деятельность должна быть разнонаправленной.
Если дитя не привыкло к тому, что его всё время занимают и развлекают, то оно в принципе в состоянии самостоятельно придумать, чем заняться. Главное в этом возрасте для развития — играть. При этом особенно важна именно спонтанная игра — это такое творческое проявление, когда ребенок может из двух камушков и двух палочек придумать целый мир. Но также полезны и различные настольные игры, и активные на свежем воздухе.
В дошкольном и младшем школьном возрасте альтернативой гаджетам должно стать общение с родителями, совместная деятельность:рисование, изготовление поделок, просмотр и обсуждение детского мультфильма…
К примеру, в этом возрасте очень важно развитие мелкой моторики. Ну так собирайте вместе пазлы! Только учтите, что это же действие, выполняемое на экране планшета, мелкую моторику, увы, не развивает – потому что мозг по-разному воспринимает эту задачу при работе с экраном и в реальности.
Пазлы — развивающая игра для детей разного возраста, просто маленьким нужны картинки из деталей покрупнее, с небольшим количеством фрагментов, старшие же способны собирать более сложные головоломки.
Самый простой и верный способ отвлечь ребенка от планшета или телевизора — выйти на прогулку Главное здесь — показать крохе, что досуг может и должен быть разнообразным. И он может быть веселым.
Развлечения должны быть разнообразными и дома. Детям дошкольного возраста интересно лепить из пластилина, рисовать, собирать конструкторы. И во многих случаях это более полезно для них, чем игры на планшете. Родителям важно обеспечить кроху всеми необходимыми материалами для творчества: карандашами, фломастерами, тестом для лепки, кинетическим песком, разноцветными кубиками.
Правильно подобранный конструктор не только займет ребенка, но и поможет ему развить полезные навыки: мелкую моторику ручек, пространственное мышление и многие другие. Главное — не забывайте обращать внимание при выборе игрушки на возраст, для которого она предназначена.
Всем родителям известно, что в своем поведении ребенок ориентируется в первую очередь на родителей — это касается и пользования гаджетами. И здесь совет очевиден: не подавайте дурной пример. За общим ужином не листайте новостную ленту в смартфоне и не включайте телевизор «для фона». Вместо него лучше включите тихую музыку, которая бы не мешала вам общаться, поговорить и рассказать каждому, как прошел день, что было интересного. А когда вы сидите за работой в компьютере или смотрите очень интересное кино и ребенок вас о чем-то спрашивает, постарайтесь оторваться от экрана и вникнуть в его вопрос, не стоит отвечать «на автомате». В конце концов, для этого есть кнопка «пауза».
Определите четкие правила по пользованию гаджетами и просмотру телевизора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Дошкольникам стоит установить небольшое количество времени для гаджет-досуга и следить за тем, что они смотрят и во что играют. Кроме того, обусловьте правила и для себя: старайтесь как можно реже давать ребенку планшет, чтобы он успокоился или отвлекся. Трудно, конечно, но иначе потом вы много раз пожалеете, что потеряли контроль, да и ребенка в какой-то степени тоже. Малыши очень быстро ныряют в тот мир и с удовольствием в нем живут.
Мир детства - это мир сказок, увлекательных приключений и новых открытий. Не лишайте ребенка счастливого детства.